02 августа 2022, 12:00

Как отменить то, что отменено

Ущерб от "транспортной реформы"  в Новокузнецке - 0,9 млрд рублей в год

«Пересадочный тариф» в Новокузнецке продолжит действовать, как минимум, до октября.

Утром в пятницу, 29 июля, журналистов неожиданно созвали в городскую администрацию на пресс-конференцию по поводу отмены «пересадочного тарифа».

В урочный час пред очами представителей новокузнецких СМИ предстали глава города Сергей Кузнецов, директор МБУ «Единый Центр организации пассажирских перевозок» Римма Ковынева и директор МКУ «Центральная диспетчерская служба» Евгений Скорых.

Сергей Николаевич, увидев на столе табличку со своим именем, тут же убрал ее и отсел подальше, заявив, что «пресс-конференция не со мной! Буду просто наблюдать«.

Просто наблюдать, конечно, не получилось.

Но формат 2+1 добавил если не театральности, то динамики — определенно.

001-7-3

Ковынева и Скорых обрисовали не слишком веселую ситуацию с городским пассажирским транспортом, который после «реформирования» (прежняя система пассажироперевозок, напомним, была ликвидирована в ноябре 2020 года, взамен нее начала действовать система «брутто-контракта» с перекройкой маршрутной сети) никак не выйдет на стабильную безубыточную работу. Причин называлось несколько, главная из которых — огромное количество «зайцев», то есть, пассажиров, не оплачивающих проезд.

Со слов Евгения Скорых, выход транспорта на линию составляет 96 процентов от муниципального заказа.

Ежедневно перевозится от 110 тысяч (в выходные и праздничные дни) до 185 тысяч (в будни) пассажиров. Доля тех, кто катается, но не хочет платить, составляет от 32 до 44 процентов. Недобор выручки в сутки — 500-600 тысяч рублей.

При этом, подчеркнул Евгений Валерьевич, в Новокузнецке продолжает действовать «пересадочный тариф» — возможность совершить 1-2 пересадки в течение 60-ти минут без взимания с пассажира дополнительной платы.

С апреля текущего года в нашем городе внедрены проездные (в электронной форме).

Месячный стоит 1250 рублей, недельный — 450 рублей, суточный — 150 рублей; для пенсионеров, студентов и школьников стоимость ниже.

При использовании проездных количество пересадок не играет роли, можно кататься-пересаживаться без ограничений.

Исходя из этого городское руководство и приняло решение отказа с 1 августа от «пересадочного тарифа», об этом решении мы сообщали на прошлой неделе («С миру по нитке — коту под хвост» от 29 июля).

Между тем, в словах Риммы Ковыневой, повторявшей тезис об отказе с 1 августа от «пересадочного тарифа», ощущалась какая-то неуверенность, она все время оговаривалась «если он будет отменен».

Стало понятно, что отмена «пересадочного тарифа» отменяется…

 

Включившийся в ход пресс-конференции глава Сергей Кузнецов сначала заявил, что «решение еще не принято«, а минут через пятнадцать объявил, что «мы продлим действие «пересадочного тарифа» до 1 октября«. Но с тем условием, что «все пассажиры станут общественными контролерами» и будут следить за безбилетниками, делать им замечания.

Сообщил Сергей Николаевич и о том, во что обошлась Новокузнецку «транспортная реформа».

По контрактам с автоперевозчиками (в первую очередь это ООО «Питеравто», компания, «проглотившая» порядка 95% рынка автопассажирских перевозок в Новокузнецке) муниципалитет должен выплачивать подрядчикам 2,3 миллиарда рублей в год.

При этом сбор с граждан, со слов мэра, составляет порядка 1,1 миллиарда.

Недостает около 1,2 миллиарда рублей — больше половины.

До «реформы» муниципальный транспорт обходился городскому бюджету в 700 миллионов рублей. Если «вывести за скобки» электротранспорт, то порядка трехсот миллионов в год составляла бюджетная поддержка муниципальных пассажирских автопредприятий.

1,2-0,3=0,9

Дополнительная нагрузка на бюджет в 2021 году составила таким образом порядка 900 миллионов рублей, давайте зафиксируем.К тому же город, лишившийся изрядной части прежних маршрутов, практически утратил и свой автопарк (синие автобусы с надписями «300 лет Кузбассу», катающие новокузнечан, принадлежат иногородней компании, не будем этого забывать).

В 2022 году финансовая ситуация с пассажирскими автоперевозками может быть несколько лучше, в связи с существенным (на 25-50%) повышением с января текущего года платы за проезд.

Но не факт. Поскольку увеличиваются и расходы.

Сергей Кузнецов намекнул, что размер платы за проезд может расти и дальше, в то время как стоимость контрактов останется фиксированной, и это может позволить со временем выйти на безубыточность. Но развивать эту тему не стал.

Зато сообщил о том, что автобусы у перевозчиков сейчас быстро выходят из строя, поэтому даже с учетом резерва для выполнения муниципального заказа их не хватает. «Определенное количество обездвижено, особенно длинномеры. Там узел сочленения работает через команду от компьютера. Датчики сочленения германского производства. Вышли из строя — заменить нечем. Никто не предполагал, что введут санкции, чтобы заранее приобрести запчасти. Сейчас там ищут другие варианты«, — прокомментировал проблему Сергей Николаевич. Добавив, что идет поиск решения на местном уровне, но для этого «нужны айтишники».

Также выбытие автобусов из строя, по словам мэра, связано с некачественным газом, которым заправляют транспортные единицы на местных автомобильных газозаправочных станциях.

«Проблема из-за плохого качества газа. Фильтров угольных на газовых АЗС или нет, или экономят, и газ идет с примесями. Такой газ прожигает клапаны и головку цилиндра двигателя. Потому несколько автобусов, которые нужны на линии, стоят с неисправным двигателем, — сокрушенно сообщил Сергей Кузнецов. — К концу следующей недели мы ожидаем техническую поставку специфичного оборудования из Китая«.

Задали мы главе города и вопрос о «пиратских» 345-х автобусах.

51159-2Мэр признал проблему и со своей стороны выразил возмущение. Сообщив о том, что «пираты» не просто продолжают курсировать по маршруту, но и, по-видимому, вступают в сговор с водителями «Питеравто».

«В пиковое время идет по расписанию «питерский» 345-й маршрут, но он ни на «Климасенко», ни на «Березке» не останавливается. За ним идет ПАЗик, он битком. Потому что все садятся в ПАЗ!».Сергей Кузнецов заявил, что в отношении собственника 345-х ПАЗов возбуждено уголовное дело, ситуацию курирует его заместитель Евгений Бедарев.Евгений Скорых добавил, что «9 единиц стоит на штрафстоянке, на собственника за каждую единицу выписан штраф 300 тысяч рублей. Каждый житель нашего города знает, что 345-е ПАЗы работают нелегально, не стоит ими пользоваться».

Почему еще 12 единиц ПАЗиков не только не стоят на штрафстоянке, но и, «снюхавшись с питерцами», бесстрашно отбирают у городского бюджета деньги, ни Сергей Николаевич, ни Евгений Валерьевич не сказали.

002-5-2

К слову, вчера, когда эта статья готовилась к публикации, один из читателей принес в редакцию очередное свидетельство непрекращающегося «пиратства».

Напомним, неугодные городской администрации автоперевозчики из «Автолайна», «Лиги перевозчиков» и других объединений предпринимателей после старта «реформы» в ноябре 2020-го ни дня не смогли удержаться на маршрутах. И только 345-е «пиратствуют» до сих пор, и отменить их никак не получается.

Чудеса!

Сергей Бабиков. Фото: Пётр Бобров Источник: «Кузнецкий рабочий»