21 ноября 2023, 12:00

Про проруху, заваруху и разруху

В минувшее воскресенье Новокузнецк пережил нечто близкое к Апокалипсису.

Мирный и внешне вполне состоятельный город в одночасье столкнулся с множеством проблем, решить которые в текущем режиме оказался не в состоянии.

Первое, что обнаружили с недоумением жители центральной части города 19 ноября — какое-то странное напряжение в электросетях, совершенно «не напряжное». Лампочки горели вполнакала, некоторые приборы вовсе отказывались работать. Во внутридомовых чатах появились сообщения про «110 вольт в розетке«. Но вряд ли кто-то мерил вольтметром, скорее, «на глазок».

Второе неприятное открытие — отсутствие холодной воды в кранах.

Кто посмекалистее — бросились заполнять ёмкости горячей водой, чтоб остывала. И побежали в магазин за покупной водой, чтоб хотя бы чаёк можно было заварить, покуда чайник неспешно, но всё же греет воду.

На улице граждан ожидали новые сюрпризы в виде поваленных деревьев и обломанных сучьев, перевернутых ветром мусорных баков, грохочущих от порывов стихии жестяных элементов кровли. Да и сами порывы заметно так подталкивали пешеходов в спину или в бок, в зависимости от траектории движения.

Ветер наделал делов не только и не столько во дворах. На улицах и в переулках порывы стихии, не встречая особого сопротивления, срывали растяжки, сдвигали и переворачивали рекламные конструкции и элементы обустройства.

Прямо у администрации, в аллее, я к полудню насчитал шесть перевернутых скамеек, некоторые оказались сдвинуты и встали поперек прохода.

Впрочем, желающих прогуляться по такой погоде не было.

Не работал электротранспорт, бездействовали светофоры. На бульваре Героев ряд хвойных деревьев оказался вырван с корнями. Натуральная разруха.

 

Еще один неприятный сюрприз ожидал людей со стороны торговли.

Многие магазины 19 ноября оказались закрыты в связи с отсутствием электроэнергии должного напряжения. В «Марии Ра», расположенной в «Орбите», несмотря на горящий свет и возможность зайти в помещение сам торговый зал оказался недоступен для посещения — вход перегородили рядом тележек.
— Пониженное напряжение, потому касса не работает, — сообщила мне продавщица.

— Но ведь свет горит, торговать можно. Мне б только водички купить, — попытался я убедить ее.

— Нет, касса не может работать. А без кассы я вас не могу обслужить.

— Мне чек не нужен. И даже сдача не нужна. Ну давайте я оставлю сто рублей, как появится напряжение — пробьете.

— Нет, вода промаркирована «ку ар кодом», его нужно считывать сканером, а сканер без кассы не работает. И все равно проводить оплату нужно через кассу, — урезонивала меня непреклонная барышня.

Так и не продавшая ни капли воды. И даже не порекомендовавшая, где в это лихое время можно приобрести живительную влагу.

 

Не верилось, честно говоря, что отсутствие электроэнергии затянется надолго.

На практике обесточивание жилья длится обычно полтора-два часа. Двухчасовой лимит при аварийных отключениях применяется для территорий плотной городской застройки (в частном секторе — до суток). Обычно при повреждении кабеля, к примеру, запитывают потребителей сначала по временной схеме, а через какое-то время — переподключают уже «на постоянку».

Как выяснилось несколько позднее, проблемы у потребителей наблюдались во всех районах, но не «сплошняком», а фрагментарно.

Так, нечетная часть проспекта Кузнецкстроевского (дом №7, в частности) вечером радостно светилась окнами, в то время как дома с противоположной части проспекта были мрачно тёмными. Проспект Дружбы, наоборот, оказался подключенным к электроснабжению по четной стороне, нечетная же слала отчаянные сигналы «SOS!». Улица Кирова от Левого берега и до городской администрации была черна, но начиная от Художественного музея четная сторона светилась, работали фонари освещения.

После 14 часов «уполовиненное» напряжение в жилых домах пропало вовсе.

Ни света, ни холодной воды. Исчез и Интернет. Как проводной, так и — о ужас! — мобильный. Сначала сигнал стал слабеть, после какого-то момента он прекратился. Даже «поплакаться» в общедомовой чат стало невозможно.
В дополнение ко всему с изрядными перебоями стала работать и обычная сотовая связь (надпись «нет сети» на смартфоне — что может быть печальнее?). Просто дозвониться до родных и знакомых, обменяться информацией стало сложно, а в каких-то случаях и невозможно. По всей видимости, базовые станции, лишенные энергетической подпитки, к тому же в ситуации повышенной нагрузки, начали отказывать не только в предоставлении услуг передачи данных, но и обычного сигнала.

Мне удалось (не с первого раза) дозвониться до близких людей, но «хрипяще-квакающие» звуки указывали на то, что качество связи и в этом случае оставляло желать.

Однако проблемы с качеством связи и даже с отсутствием коммунальных ресурсов не идут в сравнение с проблемами людей, впрямую столкнувшихся с напором стихии.

Жуткие кадры трагедии в Заводском районе свидетельствуют о том, как погибли наши земляки, на автомобиль которых, проезжавший по улице Горьковской, рухнуло массивное дерево. Судя по видео, растение под напором ветра начало крениться тогда, когда автомобиль еще был в десятке метров от места трагедии. Если бы водитель не снизил скорости, оно рухнуло бы после того, как автомобиль проехал. Если бы резко дал по тормозам, то удар бы пришелся по капоту или автомобиль остановился бы до опасного места.

Но водитель, видимо, заметив опасность, рефлекторно притормозил, а через мгновенье толстенный ствол грузно рухнул как раз на него и на переднего пассажира.

«19 ноября 2023 года около 14 часов 30 минут местного времени поступило сообщение об обнаружении в автомобиле вблизи многоквартирного жилого дома в Заводском районе города Новокузнецка тел 58-летнего мужчины и 60-летней женщины с телесными повреждениями, полученными при падении дерева на транспортное средство. В момент произошедшего в салоне автомобиля также находились 71-летняя женщина и 72-летний мужчина. С телесными повреждениями они госпитализированы в медицинское учреждение для оказания квалифицированной помощи«, — прокомментировали ЧП в региональном управление Следственного комитета РФ.

Еще один смертельный случай зафиксирован в Беловском районе — там сорванной крышей убило насмерть находившегося рядом 66-летнего сторожа.

Во всех случаях возбуждены уголовные дела.

В Новокузнецке тяжело травмирована оказалась 59-летняя горожанка, на которую рухнула сорвавшаяся с фасада ТРЦ «Сити Молл» вывеска «Спортмастер». На данный момент пострадавшую должны уже были прооперировать. Кроме этого, травмы разной степени тяжести получили не менее десяти новокузнечан, оказавшихся «не в то время не в том месте».

Повреждения получило и немало автомобилей, на которые ветром сдуло вывески, рекламные конструкции или элементы кровли, повалило заборы. На автотрассах зафиксированы случаи переворачивания автомобилей из-за бокового ветра, немало ДТП из-за погодных условий и ухудшения видимости.

К половине пятого вечера в воскресенье в Новокузнецке уже начало темнеть, но ничего особо обнадеживающего власти горожанам не сообщали.

Отсутствие напряжения в электросетях, воды в водопроводе, Интернета и устойчивой мобильной связи вкупе с надвигающейся темнотой производили впечатление Апокалипсиса. Стало немножко понятнее, как ощущают себя люди в зоне вооруженных конфликтов и поодаль от них, в момент разрушения энергетической инфраструктуры. Неважно они себя ощущают. И эмоции испытывают вовсе не миролюбивые.
Эмоций с негативом хватало и в социальных сетях, форумах и чатах — видимо, со стороны тех, у кого сохранялся хоть какой-то доступ к ним. Ведь если без электроснабжения на долгие часы осталась лишь часть Новокузнецка, то водоснабжения на сутки были лишены практически все.

В отличие от губернатора Сергея Цивилева, впервые прокомментировавшего ситуацию только в одиннадцатом часу вечера («В Кузбассе вводится режим повышенной готовности!») глава Новокузнецка Сергей Кузнецов более-менее регулярно информировал горожан о ходе работ по восстановлению городского хозяйства. В 13.30 известил о «повышенной готовности», работе «городского штаба», привлечении волонтеров. Сергей Николаевич сообщил, что «город не сталкивался с подобной стихией с 1978 года», уверил, что «все аварийные службы города работают в полном объёме».
Что касается аварийной ситуации на высоковольтных сетях, она, со слов Кузнецова, устраняется, ориентировочное время включения электричества — 20.00 (сообщение, распространенное в 16.54).
К восьми вечера, с его же слов, было восстановлено электроснабжение Заводского района (кроме частного сектора) и части домов старого центра. При этом значительная, если не большая, часть города на тот момент оставалась без электроэнергии. В одиннадцатом часу вечера градоначальник обнадежил новокузнечан обещанием возврата электроснабжения к 23 часам, а также непосредственным подключением к электроэнергии Драгунского и Левобережного водозаборов (после чего вновь начнут функционировать сети водоснабжения, появится вода в кранах).

И все же изрядная часть горожан 19 ноября света так и не дождалась, спать ложилась в темноте.

Электроснабжение вернулось в наши квартиры только глубокой ночью: у меня — в 2.46 — в этот момент загорелся непогашенный где-то свет, зашумели какие-то бытовые приборы. Вода же появилась в кранах только к утру.

Нормально ли то, что произошло в Новокузнецке 19 ноября?

Стоит ли обвинять лишь коварную стихию во всех тех неприятностях, что свалились вдруг на наши головы?

Мне так не кажется.

Метеорит на город не рухнул, вулкан не пробудился, Томь с Абушкой не вышли неожиданно из берегов и не затопили земную твердь. Не произошло ничего из ряда вон выходящего, что могло бы породить заваруху, смахивающую на настоящий Апокалипсис.

Начнем с прогнозов. «Штормовое предупреждение» ЕДДС Новокузнецка распространила 19 ноября в 10.27, когда шквалы уже натворили делов, было прервано ресурсоснабжение, а горожане уже и без подсказки компетентных служб поняли, что дело плохо. До того ЕДДС распространяла «оперативное предупреждение» с весьма более скромными параметрами. Никто не предупреждал людей о необходимости запастись водой и зарядить мобильные гаджеты.

О чем говорят сорванные крыши, вывески, рекламные конструкции?

О том, что на порывы ветра в 30 метров в секунду (по версии главы Новокузнецка С. Кузнецова — 35-38 м/с) они рассчитаны не были. Но со времен СССР известно, что при строительстве, ремонте, установке неких конструкций должен быть выдержан определенный запас прочности, гарантирующий их сохранность.

Деревья без листвы (парусность их сегодня много меньше, чем в летнее время), падающие на людей и на автомобили, это опять же недосмотр соответствующих служб, а также свидетельство заорганизованности и бюрократизма. Ведь проявляющие инициативу по сносу ветхих деревьев граждане рискуют нарваться на солидные штрафы. Системной же работы по ликвидации аварийных деревьев или ветвей с них в нашем городе не просматривается.

Оставление полумиллионного города на сутки без водоснабжения и вовсе тянет на соответствующую оценку и конкретные меры со стороны правоохранительных органов.

Системы жизнеобеспечения должны иметь альтернативные источники энергоснабжения, а восстановление поврежденных электросетей должно занимать значительно более сжатые сроки.

Пара слов о торговле.

Помните, как многие радовались тому, что альтернативные торговым сетям павильоны и киоски прекращают своё существование? Но вот случилось ЧП — и тётеньки в торгсетях отказываются продать тебе хоть булочку, хоть бутылку воды. Казалось бы, в такое время стоило бы хотя бы за наличку, но расторговываться, спасать ситуацию. А разбираться уже потом. Ан нет… Маркировка воды и прочих товаров тоже штука хорошая, но, может, не в такие моменты?..

Ну и в целом хотелось бы какой-то уверенности в том, что впредь ничего такого этакого нам не грозит.

От полей сражений Новокузнецк расположен далеко, во всяком случае, на данный момент.
Но даже и в такой мирной ситуации прорух, как говорится, выше крыши… Задумаешься тут.

Сергей Бабиков. Источник: «Кузнецкий рабочий»