Эх, Питер, Питер…

Фото, сделанное утром 19 мая, наглядно демонстрирует, сколько автобусов Питеравто в Новокузнецке не вышли на линию.

При этом бокс, предназначенный для ремонта машин, тоже забит под завязку.

Еще каких-то два с половиной года назад новокузнецких пассажиров развозили частные ПАЗики и городские ПАТПы. В случае срыва перевозок из-за непогоды или других форс-мажорных обстоятельств городское начальство грозно хмурило брови и топало ногами. В принципе, система устоялась и все к ней привыкли, все приспособились.

«Эх, прокачу!», или В гаремах нет плохих танцоров

 

Но если не заниматься реформами, то кто ж поверит в то, что чиновники работают.

Создавать новые эффективные производства сложно. Проще реформировать то, что уже есть. В итоге, с середины ноября 2020 года транспортная система Новокузнецка попала под реформу. Вместе с ней отреформированным оказалось все городское население. Причем это отреформирование прошло в извращенной форме.

Итоги проведения транспортной реформы Сергей Кузнецов, мэр Новокузнецка недавно комментировал на ТВ: запчастей не хватает, водителей и ремонтников не хватает, менеджментом компании градоначальник не доволен, за проезд многие пассажиры не платят, принося те самым ущерб бюджету,

Но в целом реформа идет успешно»

Главное, что все автобусы переведены на экологичное газомоторное топливо.

Вы чувствуете, насколько в городе от этого стало легче дышать?

Вы оценили, насколько по городу стало комфортнее передвигаться, пользуясь новой схемой автобусных маршрутов? Из-за того, что значительная часть автобусов не выходит на линию, горожане начинают ходить пешком, а движение – это жизнь. В какую сторону ни посмотри – везде одни плюсы. Столько плюсов, что даже плющит от их количества.

Эх, жаль не сбылось пожелание автоперевозчиков 2019-2020 годов: «Мэра – в Питер«.

И новокузнечанам бы было хорошо, и мэру приятно, а главное, городской транспорт продолжал бы работать без глобальных потрясений.

Теперь остается уповать лишь на честного прокурора, который бы смог дать правовую оценку проведенного реформирования всей системы городского транспорта Новокузнецка от уничтожения частного бизнеса, занимающегося пассажироперевозками до игры в «туда-сюда-обратно» городским трамваем. Это про неразумное дитя говорят, что «чем бы оно не тешилось». Градоначальник обязан при принятии решений учитывать не только собственные интересы, но и интересы жителей города. Вот только кто ж его посадит, он же памятник!

Франк ТимурОвич, «Сила Кузбасса» Месяц тому назад мы рассказывали про брифинг, посвященный  «транспортному коллапсу», или, как более обтекаемо сформулировала пресс-служба мэрии, «недовыпуску общественного транспорта».

Освежим?..

Во встрече с представителями масс-медиа приняли участие начальник управления по транспорту и связи городской администрации Евгений Машуков, директор МКУ «Центральная диспетчерская служба» Евгений Скорых и начальник отдела эксплуатации ООО «Питеравто» Кирилл Тархов, они ответили на неприятные вопросы журналистов.

Нехватка единиц транспорта на улицах Новокузнецка, со слов спикеров, составила около сорока.

Называть наиболее пострадавшие маршруты выступавшие не стали, сообщив, что транспорт между маршрутами перераспределялся, исходя из потребности.

Причин же ахового состояния, как сообщили журналистам, несколько.

Это и нехватка производственного персонала в «Питеравто» — порядка 25% от потребности (только водителей нужно около 150-ти человек!), что наряду с низкой квалификацией работников парализует деятельность предприятия. Это и потеря десятков автобусов из-за аварий и нехватки запчастей, а также масса дорожно-транспортных происшествий, выводящих из строя подвижной состав.

Но позвольте, господа: со старта «транспортной реформы» в ноябре 2020-го прошло всего два года и пять месяцев.

По условиям контрактов на городские линии должно было быть поставлено достаточное количество техники, сформирован резерв на случай аварий, ДТП и прочих нетривиальных ситуаций, штаты скомплектованы, опять таки с учетом резерва.

В резерве у «Питеравто» 44 автобуса.

Однако не только «съеден» уже этот резерв, но и нехватка составляет порядка сорока единиц. То есть, восемь-девять десятков автобусов приведены в состояние недееспособности, к тому же их некому ремонтировать, а на отремонтированных некому будет ездить.

Докатились!

Еще раз фиксируем: согласно условиям «транспортной реформы» город взял на себя обязательства по выплате огромных сумм (22 миллиарда рублей на 10 лет — по первым аукционам, после проводились еще аукционы и заключались контракты).

Практически все объемы по проведенным аукционам достались АО «Питеравто» (в Новокузнецке действует «дочка» компании — ООО «Питеравто»). Ежедневно на линию должно выходить 267 автобусов данной организации; на долю остальных перевозчиков приходится менее пяти процентов рынка перевозок (всего 12 автобусов).

Предприятие по «брутто контракту» освобождено от обязанности взимания платы за проезд. Да, собственно, и не заинтересовано в этом: теперь сбор средств и работа с безбилетниками — «головная боль» городской администрации, которая покрывает убытки из городского бюджета.

Задача ООО «Питеравто» — всего-навсего обеспечивать выход транспорта на линию и осуществлять перевозку пассажиров по утвержденным графикам. Однако не справляются. Сбой этой недели — далеко не первый. Но весьма масштабный (прежде такого, сообщил Евгений Скорых, не случалось).

Машуков с Тарховым ссылались на погодные условия, способствующие росту ДТП (за сутки на маршрутах случилось 13 автоаварий, из них 6 — по вине сотрудников предприятия). И дружно заверяли журналистов, что проблемы решаются: город-де контролирует перевозчиков, а те устраняют проблемы «в пожарном порядке». На неделе, мол, приехали в город семь опытных ремонтников из Санкт-Петербурга. Ожидается поставка крупной партии запчастей. Привлекаются водители-иностранцы, а также ранее уволившиеся из «Питеравто».

Однако результат налицо.

Самое печальное, что грядущее увеличение стоимости проезда не окажет существенного влияния на убытки городского бюджета от «реформы» (городские чиновники очень не любят слова «убытки», но из песни слова не выкинешь).

На прямой вопрос, какую сумму ежегодно город платит автоперевозчикам, ответа не последовало — журналистам посоветовали смотреть на «Госзакупках»… Сказали только, что не два с половиной миллиарда, меньше. Да и в качестве штрафных санкций за недовыпуск автотранспорта предприятие с начала своей деятельности в Новокузнецке наказано на 36 миллионов рублей.

Тем не менее, по беглым прикидкам, «отбивается» (возвращается в бюджет) только один рубль из трех затраченных.

Так себе бизнес, прямо скажем.

Не откажу себе в удовольствии напомнить, что частные автоперевозчики, выполнявшие до 2020-го года большую часть пассажироперевозок в Новокузнецке, не получали из бюджета ни копейки.

А на поддержку малоэффективных муниципальных автотранспортных предприятий в те времена хватало трехсот миллионов рублей в год. Раз в пять меньше, чем требуется нынче на покрытие разницы между тем, что ушло и тем, что вернулось.

Сергей Бабиков.