«Вот и славно! ТРАМ-пам-пам»
Вчера 18 мая открылся для движения трамваев закрытый в течение месяца шестикилометровый участок — от Комсомольской площадки до стадиона «Регби».
Трамвайные маршруты 2, 6, 8 и 9 возобновили свою работу по основным схемам движения.
Ремонтировался, собственно, полукилометровый сегмент, от Советской площади до улицы Конева — обновлялось верхнее строение пути. Тот самый участок, где трамвайные пути в начале улицы Ленина проходят всего в нескольких метрах от домов под номерами 17, 23 и 29 (с детства сочувствовал их жителям, которые в своих квартирах, как можно понять, кожей ощущают каждый проехавший рядышком вагон).
Постоянно подчеркивалось, что капитальный ремонт трамвайных путей на улице Ленина стал возможен благодаря реализации федерального проекта «Чистый воздух» нацпроекта «Экология».
Движение было закрыто месяц тому назад, 17 апреля.
Говорилось об этом участке, который, безусловно, нуждался в ремонте. Однако без трамвая осталась практически вся улица Ленина («хвостик» улицы от Технического проезда до Кузнецкого шоссе, проходящий по частному сектору, был доступен для движения, но оказался без связи с основной частью Кузнецкого района), а также Советская площадь, Кузнецкий мост и большая часть проспекта Дружбы.
Кроме того, прервалось трамвайное сообщение между Центральным и Кузнецким (плюс Орджоникидзевский) районами.
Так же, как и любая авария на путях, к примеру, на Кузнецком мосту в обычное время парализует нынче трамвайное движение в двух районах (а заодно и затрудняет автомобильное). А ДТП на рельсах на Октябрьском проспекте или на улице Орджоникидзе вводит трамваи в ступор.
Вариативность — важнейшее свойство транспорта.
В том, что касается популярного и экологичного трамвая, это выражается в возможности перенаправления вагонов на альтернативный маршрут тогда, когда впереди, за развилкой, возник затор.
Ну, помните, как в прежние времена, когда рельсовые пути еще лежали на проспекте Металлургов, водитель трамвая второго маршрута, двигавшегося по улице Орджоникидзе со стороны КМК, сообщал: «На Кузнецкстроевском авария, вагон идет по Металлургов до вокзала. ДО ВОКЗАЛА!..«. Это позволяло транспортникам избежать длинных унылых колонн обездвиженных вагонов, а пассажирам, вовремя смекнув и перестроив свой личный маршрут, решать, выходить ли им на площади Маяковского перед поворотом, или, проехав дальше, пересаживаться на другой транспорт в нужном направлении.
Нет больше трамвайных путей на проспекте Металлургов, поворот невозможен.
Нет их и на Курако.
Не ходит трамвай в дальнее Куйбышево, в Редаково и Топольники, на ДОЗ…
Вариативность снизилась до минимума.
В Центральном районе лишь на Комсомольской у водителя трамвая есть выбор — направо или налево. Да и то левый поворот стал возможен только после вчерашнего завершения ремонта на улице Ленина.
Нет больше трамвайного кольца на Советской площади или рядом с оной, которое позволяло «расшить» проблемы.
Хотя транспортники еще десять лет назад настоятельно рекомендовали городскому руководству или оставить его (кольцо мешало возведению ТЦ «Район», построенному в 2014 году), или построить другое неподалеку. Хотя бы в Топольниках, рядом с площадью, за железной дорогой. В этом случае и нынешнее прекращение трамвайного сообщения не стало бы столь фатальным, район Универсама и Левого берега не остался бы без трамвая.
Трамвайное разворотное кольцо, расположенное в людном месте (на Советской площади, в частности) это место, конечно, не красит.
Как и площадки отстоя автобусов. В городах, где руководители радеют за внешний вид проспектов и площадей, они обычно стараются убрать эти элементы подальше с глаз людских, на задворки.
Но тем более странно выглядит недавнее решение устроить трамвайное кольцо напротив главного здания железнодорожного вокзала Новокузнецка.
Как раз сейчас проводится реконструкция Привокзальной площади (в рамках федеральной программы «Чистый воздух» нацпроекта «Экология», как неустанно подчеркивают чиновники).
«Выполнены работы по устройству ливневой канализации, трамвайного пути, установке всех 13-ти опор контактной сети. Начато благоустройство территории. Выполняется окантовка пути бордюром, ведется прорезка асфальта под асфальтировку, выполняются работы по обустройству накопительного островка.
Также завершается обустройство остановочной платформы: выполнена установка ограждения и бордюров, бетонирование. Остается уложить тротуарную плитку. В рамках контракта произведен демонтаж забора вокруг территории. Ведется подготовка к установке нового забора«, — комментирует глава Новокузнецка Сергей Кузнецов.
Работы, с его слов, планируют завершить к концу мая.
«В итоге пассажиры трамвайных маршрутов №5, 6 и 8 смогут добираться до крупнейшего транспортно-пересадочного узла. Сейчас трамвай не доезжает до вокзала около 600 метров«, — отмечает Сергей Николаевич.
Зато после сдачи кольца пассажиры смогут доезжать на трамвае до вокзала и пересаживаться на пригородные электропоезда и на поезда дальнего следования, на маршруты, следующие с автовокзала или на городские автобусные и троллейбусные маршруты.
Это плюс.
Минусов же у реализуемого решения значительно больше.
Во-первых, в прежней, действовавшей до 2015-го года, схеме к вокзалу стекались трамвайные маршруты и с проспекта Курако, и с проспекта Металлургов. Сейчас же — только со стороны улицы Транспортной. И вариативности у данного решения немного. Тупиковое кольцо.
Второе — решения, куда перенести стоянку автотранспорта с этого места, как можно понять, так и не принято.
И что это значит?
А то, что нуждающиеся в том, чтобы временно оставить свой автомобиль (для проводов пассажиров на поезд или их встречи, например), но не имеющие такой возможности, будут «щемиться» по соседним дворам — там, где получится это сделать. Или же будут вынуждены оставлять транспортные средства в неположенных местах, под девизом «а куда деваться-то?» и в надежде на то, что удастся избежать штрафа.
Ну, и третье — сомнительная эстетическая привлекательность трамвайного кольца в данном знаковом месте. С обозрения Привокзальной площади, вольно или невольно, начинают знакомство с Новокузнецком приезжие.
А тут — кольцо.
Еще и напротив главного входа в железнодорожный вокзал, в точке, в которую сходятся лучи трех проспектов — Курако, Металлургов и Бардина, а также улицы Транспортной.
Напомню, никаких публичных обсуждений устройства трамвайного кольца на Привокзальной площади Новокузнецка не проводилось (хотя на суд общественности выносятся гораздо менее значимые аспекты), данный вопрос не обсуждался и на Градостроительном совете, где профессионалы — архитекторы, транспортники, эксперты — могли бы всецело обсудить и оценить проект.
Решение принято чиновниками городской администрации.
Скорее всего, теми самыми, которые ранее решили убрать трамвай с проспектов Курако и Металлургов, а затем заговорили о его возвращении…
Сергей Бабиков. Источник: «Кузнецкий рабочий»