Что оставлено нам в наследство
Год 2023-й в Новокузнецке объявлен Годом Заводского района
60 лет назад, в феврале 1963 года, был подписан указ Президиума Верховного Совета РСФСР о его образовании в составе города.
Сегодня о том, как рождался район (а этот процесс неразрывно связан со строительством Западно-Сибирского металлургического комбината), кто стоял у истоков его образования, рассказывает известный новокузнецкий архитектор Юрий Михайлович Журавков.
Который, к слову, тоже юбиляр: 9 сентября ему исполнилось 85 лет!
«В одной из частых командировок в Москву, в Министерство черной металлургии, мне было поручено согласовать эскизный проект перекрытия хоккейного стадиона и его предварительную стоимость.
Так как хоккейная коробка и футбольное поле находились на балансе Кузметкомбината, так же как Сад металлургов, гостиница «Металлург», Театр металлургов и практически полгорода, предстояла встреча с заместителем министра Сливинским. Люди это постоянно занятые, и добиться встречи с ним было делом удачи.
Бродя по министерским коридорам, я узнавал график министра, чтобы оказаться перед его очами. Ко мне навстречу шла женщина, словно кого-то искала. Обращаясь ко мне, она вдруг спросила:
«Вы не из Новокузнецка? Мне хочется немного узнать о сегодняшнем городе».
Пригласила к себе в небольшой кабинет, где были и другие сотрудники, и стала очень подробно расспрашивать о городе, о Заводском районе, о дороге в район и на завод, о трамвае и многом-многом другом. «Не удивляйтесь моей любознательности, ведь практически все молодые годы я прожила в Новокузнецке, мой муж — Виктор Дмитриевич Смирнов», — объяснила она.
Виктор Дмитриевич Смирнов — первый, кто начинал строительство Запсиба и был первым директором завода с 1957 по 1962 год.
Позже, с 1962 по 1974-й, подхватил эстафету Леонид Климасенко, тоже легенда. Историки станут меня поправлять, что первым директором несостоявшегося строительства был другой человек — Пётр Набойщиков, директор второго металлургического комбината, назначенный Наркомчерметом в марте 1941 года.
Но работы вскоре прекратились из-за начавшейся войны и неподготовленных проектных работ на строительство завода. Стройка была остановлена. Однако это тоже история.
О победоносных успехах Запсиба написано много, а также о легендарных руководителях этого гиганта, одного из самых суперсовременных по тем меркам. Но как-то реже стало встречаться имя первого директора, который так же, как и Иван Павлович Бардин в свое время, поднимал этакую махину.
Виктор Смирнов окончил Сибирский металлургический институт в 1935 году. Квалифицированный инженер, с трудовым опытом от вальцовщика до главного инженера КМК, работал на Новотагильском металлургическом заводе. В рекомендациях на пост тогда и всегда приоритетом были опыт и квалификация, а дальше — организаторский талант и умение не только знать, но и уметь довести до конца дело, которое начал. А уж без умения идти к прогрессу делать было нечего. Не всегда партийность ставилась впереди.
Даже этой краткой характеристики было достаточно, чтобы понять, что это была неординарная личность. Появился он на стройке в июне 1957 года — точнее, на пустом, болотистом месте, заросшем травой и ромашками. В штате было два человека. Контора — в доме на проспекте Строителей.
В России по какой-то странности для любого большого строительства и даже незначительного предлагается много вариантов — болезнь такая у дилетантов (они и сейчас в почете). А если дилетант еще и в звании и активный — любого специалиста одолеет.
И хотя к этому времени в СССР уже была создана и утверждена схема размещения производительных сил и расселения на территории страны, и было определено место строительства второго КМК, дилетанту это «по барабану». Надо здесь и сейчас, а там после нас — хоть потоп.
Работа усложнялась и тем, что в процессе хрущевской перестройки руководства хозяйством и начавшейся реорганизации управления промышленностью и строительством Министерство черной металлургии было ликвидировано. Созданы были Совнархозы, в Кемерове этот аппарат еще не успел заработать. Как обычно, начались сомнения в ранее принятых решениях. Велись разговоры о переносе строительства на Алтай, в Красноярский край, в Туву. Наш замечательный запсибовец Иван Григорьевич Белый оставил после себя труд «Пламенные годы Запсиба», и я с удовольствием воспользуюсь его воспоминаниями.
Первоначальная идея всегда бывает самой удачной.
И Виктор Дмитриевич Смирнов становится твердым и убежденным сторонником строительства нового завода. С присущей ему настойчивостью он отстаивает в высших и местных государственных и партийных органах целесообразность строительства Запсиба. Под его руководством создается специализированная группа для рассмотрения проектного задания завода, мощности цехов и агрегатов, очередности строительства (это наиболее важная стадия проектирования, от грамотного задания зависит в дальнейшем практически все — целесообразность, затраты, учитывающие не только цеха и производства, но и социальную и жилищную сферы).
Предприятие (завод или фабрику) формирует, как правило, функциональная целесообразность, технологии. А если думать о развитии? О дальнейшей судьбе завода в связи с изменяющимися задачами? Тогда нужно генеральное видение всего в целом.
Вот Смирнов и стал первооткрывателем продуманного генерального плана целого завода, который в дальнейшем и даст возможность расширить и разнообразить производство. И появились на территории завода улицы и даже проспекты с придуманной системой внутреннего транспорта. Он напрямую стал работать не с начальниками, а с инженерами-проектировщиками, с архитекторами, то есть со специалистами своего дела.
Работы по проектированию завода велись в более чем пятидесяти специализированных институтах Союза. Местные Гирпромез и Промстройпроект еще не набрали сил.
И появилось конверторное, а не мартеновское производство, доменные печи больших объемов, блюминг на 1300 и т.д. Все эти изменения и легли в основу задания, выполненного в 1961 году.
Одним из гигантов, способных поднять эту страну под названием Запсиб, и был его первый директор Виктор Дмитриевич Смирнов. Думаю, что мы очень многим обязаны этому выдающемуся инженеру и руководителю, который мечтал строить завод, а главное — он знал, как его строить. В этом я вижу его феноменальность. Виктор Дмитриевич вместе с инженерами попытался создать промышленный город со своими кварталами, главными и второстепенными улицами, четко дифференцированными, без путаницы и пересечения технологических и транспортных цепочек. В России такого взгляда на производственный процесс, думаю, не было.
И конечно, мощности цехов и производств были заложены запредельные и высокотехнологичные.
Ну а дальше строительная база города. Она была уже практически готова к грандиозному строительству. Учитывая ошибки размещения КМК без учета расселения трудовых ресурсов, предложено было строить завод в 15 км от города (тогда городом считалась площадка Центрального района).
Значимость промышленного предприятия еще не значит, что его надо размещать среди городской застройки. К моменту проектирования нового завода в стране был наработан огромный опыт в размещении производительных сил в стране, строительства новых городов и развитии существующих городов, рабочих поселков и деревень на основе разработанного и утвержденного генерального плана. Выпущены были правила и нормы застройки, с учетом как градообразующих предприятий, так и составляющих градостроительную основу (курортные города и научные центры). Реальное проектирование и строительство курировал Госстрой РСФСР.
«Второй КМК» (то есть Запсиб) во всех генеральных планах Новокузнецка находился на площадке правого берега Томи.
Всё бы ничего, но оставался один вопрос — кто будет работать на нём и где они будут жить? Вот здесь и начинается «второй акт марлезонского балета». А он предусматривал чуть ли не 100 тысяч занятых на различных производствах. С учетом, что они будут семейные (как ни странно, у КМК такой печали не было), получается тысяч 250 — 300, а это, считай, весь тогдашний Новокузнецк-Сталинск!
Посчитав всё, нельзя было не прийти к выводу, что жить-то населению негде. Не будешь же возить из Прокопьевска, Мысков и Осинников. Проблемой, которую решали на местном уровне, оказался жилой городок для строителей Запсиба. И вот здесь-то наши провинциальные областные и городские показали себя, задержав почти на год освоение Верхне-Островской площадки.
Блуждая по картам и схемам районной планировки южного Кузбасса, специалисты, мечтавшие о «городе-саде», обратили внимание на Точилинскую и Сосновскую площадку. Площадка представляла собой обширные поля с небольшим рельефом, а главное — влияние чистого воздуха, насыщенного ароматами тайги и пшеничных полей.
Всем хороша! Но кому-то всё же пришла мысль о том, как добираться до «второго КМК». Норматив разрешал размещение жилого сектора не более чем в 45 минутах пути от предприятия. Попытка найти такой вид транспорта вплоть до эстакады и монорельса не обеспечивала этот регламент.
Более продуктивным оказался другой вариант — Ильинско-Бедаревская площадка с выходом нового района на берег Томи и село Ильинка. Иного решения, пожалуй, и быть не могло.
Вот это-то решение и было положено в основу ТЭО Западно-Сибирского металлургического завода.
На этот раз в состав проекта было официально и законодательно включено создание и строительство жилого сектора и его инфраструктуры. Надо сказать, что городские власти и партийные органы не стали ждать милости от больших начальников, а упорно и настойчиво добивались финансирования нового жилья, дорог, моста через Томь и всего, что нужно для горожан. Был выделен порядок финансирования — отдельной строкой, непосредственно городу, минуя областных чиновников.
И вот, кажется, и всё, в сентябре 1957 года в Сталинске обсуждается проект Западно-Сибирского металлургического завода. В обсуждении принимают участие начальники цехов КМК, сотрудники института «Сибгипромез» и другие.
К этому времени уже был временный поселок строителей на Верхне-Островской площадке, состоящий из нескольких двухэтажных домов и клуба. Второго апреля 1957 года поселок строителей Запсиба был отнесен к категории рабочих поселков и назван Заводским.
Окончательно определились с Ильинской площадкой и приступили к разработке проекта детальной планировки (ПДП) Ильинки, основных транспортных связей с Центральным районом, заводом.
Камнем преткновения стало строительство моста через Томь, то есть связи завода с жилым районом. Завод уже вступал в зону активного строительства, строителей не хватало, да и условий для проживания — тоже. А поселок строителей Запсиба тем временем развивался вопреки планам. Необходимо было расширять рабочий поселок и строить жилье и объекты соцкультбыта на правом берегу, не дожидаясь окончания строительства моста через реку.
Задача эта не входила в план застройки города. Появились сомнения: надо ли развивать эту площадку дальше? А если развивать, то необходимо было иметь вполне законный план застройки.
В ожидании окончания строительства моста через Томь было предложено возведение жилого района на Нижне-Островской площадке Сталинска. И уже 15 июля 1959 года на имя директора Западно-Сибирского металлургического завода Смирнова было направлено письмо отдела капитального строительства Кемеровского Совнархоза о согласовании проекта планировки жилого района. Проекта, разработанного ГПИ Кузбассгорпроект: областной проектный институт, несмотря на название, находился в Сталинске.
Однако было указано, что при разработке дальнейшей стадии проекта следует учесть замечания областного отдела по делам строительства и архитектуры — они оказались противоречивыми вплоть до целесообразности использования данной площадки.
Автором проекта и главным архитектором был молодой выпускник Московского архитектурного института А.Н. Черданцев.
Им была предложена компактная планировка жилого района на верхней и нижней террасах, разделенных железной дорогой для перевозки угля северных шахт. Попытки перенести её за пределы жилого района не увенчались успехом. Но было признано, что вполне допустимо использование для пассажирского движения. Автор проекта и институт в целом разработали схему генплана с продольной и поперечной осями от кинотеатра «Березка» (тогда это было только на бумаге) к нижней террасе. Что оказалось жизнеспособным до нашего времени.
Документы тех лет хранят драматические эпизоды становления нового района, а по сути — среднего города страны.
Размещенный первоначально на 350 тысячах квадратных метров жилой площади, район со временем обрел четкую градостроительную структуру с кварталами и микрорайонами, с обилием зеленых насаждений и практически полной инфраструктурой, со временем пополняемой (к сожалению, иными темпами).
О проектировании, строительстве жилого района можно написать целую книгу воспоминаний — о круглом доме, первом в Сибири, да еще в панельном исполнении, о полукруглых домах, повторяющих очертания нижней террасы, о трамвае, удачно соединяющем весь район с Запсибом, об организации спортивных сооружений и спорткомплекса с самым большим в Кузбассе плавательным бассейном и «лягушатником» для самых маленьких. Не успели тогда построить легкоатлетический манеж с трибунами на пять тысяч зрителей. Всем этим хозяйством управлял ОКС Запсиба, где долгое время после ухода Смирнова работала его жена Роза Кипреловна, с которой я повстречался в Москве.
Современный читатель и молодой житель Новокузнецка наверняка скажет: что ты вспоминаешь, всё это — дело прошлое.
Ругали мы тогда и местную власть, и парторганизации, и панельные дома пятиэтажные — и правильно делали. Можно было строить лучше, качественнее. Отреклись от глубокой заповеди архитекторов всех стран и времен: польза, прочность, красота, которая и должна спасти мир, — настоящая красота, не цифровая, профессионально исполненная.
Оглядываясь назад, оцениваю творческую деятельность моих коллег — проектировщиков и строителей и, не кривя душой, скажу, что мы тогда сделали все возможное для тех условий и времени. Построить город — а это в самом деле он! — с первоначального поля с белыми ромашками за 40 — 50 лет, пожалуй, тогда невозможно было нигде, кроме Советского Союза.
Потому и гордятся ещё живые старички — строители, инженеры, архитекторы и производственники, участвовавшие в большом и сложном процессе созидания. Построить завод, фабрику сложно, но при знании технологических и функциональных процессов промышленной инфраструктуры можно даже в ускоренном темпе.
Заканчивая свои воспоминания и некоторые исторические исследования, приходишь к выводу: как мало мы ещё знаем и ценим то, что сделано до нас, а нам оставлено в наследство — прекрасный город и неповторимый Заводской район, хотя можно было назвать его просто жильем для работников Запсиба. С юбилеем, родной наш Заводской район! Или Заводский.
И всё же заводской он был, а сегодня — городской район легендарного Новокузнецка».
Юрий Журавков, заслуженный архитектор РСФСР, член-корреспондент Российской академии архитектуры и строительных наук (РААСН), Почётный гражданин города Новокузнецка.Юрий Журавков, Александр Бокин (фото) Источник: «Кузнецкий рабочий»