Профессор с рюкзаком за плечами
Посвятить свою жизнь науке и стать ученым — все равно что принять постриг и обречь себя на монастырское послушание.
Только результат и смысл самопожертвования, как кажется, разные. Дар ученого и исследования не всегда приводят к желаемому результату, а главное — цели. Достигают ее единицы и порою только академики и Нобелевские лауреаты.
А уж ученых, которые увлечены краеведением, редкими природными явлениями, созданием карт родного края и региона, считай, по пальцам можно перечесть.
Вот и спорят север и юг Кузнецкого края много лет: кто же открыл каменный уголь и когда? Оказывается, все зависит не от исторических источников и глубоких при этом исследований и размышлений, а от конъюнктурных соображений или от того, как настроены сильные мира сего. В сталинские и позже социалистические времена приоритет был за Новокузнецком. В наших краях впервые обнаружили и кузнецких татар, умеющих изготавливать железо. А сейчас наоборот: все нашли на севере области, чуть ли не в центре столицы региона.
Академик Петр Капица как-то высказался оригинально: «На словах только в любви объясняются, а о делах следует писать».
Немцы, которых привлекали в научных целях в Россию в XVI — XVII веках, больше пользовались письменными указами и переписками, они научились писать, создавать и печатать карты, изучать и исследовать природу. На Руси редкий царь мог расписаться в указе, все больше по велению нашего царя-батюшки глашатаи доводили до населения, чего он желает?
Исследователь Мессершмидт узнал об «огнедышащей горе», убедился, взял образцы, описал увиденное и отправил куда надо. Любознательность, попытки найти золото или серебро привели отдельных искателей счастья к этому черному камню — по слухам, уже в Европе тот камень был горюч.
Так бы и спорили север и юг, кабы не наш великий Петр Первый. Раскачал он и науку и научился плавить железо и делать пушки. И его заслуги — это мы с вами, не каторжники, а вольные люди. Да М.В. Ломоносов — вот он и обратил внимание на образцы каменьев, знакомых на Западе.
Спор о приоритете севера и юга, как мне кажется, надуманный. Хотя, честно сказать, какая разница? Край наш железоделательный, металлургический, по современному понятию, — был и остается. Были построены не только металлургические заводы, но и город Новокузнецк (и скрывать здесь нечего). А уголь, к большому сожалению, Новокузнецку, да и другим чисто угольным городам, благополучия не приносит. И больших дивидендов от его глубокой переработки не предвидится, а жаль. Полученные средства — в три-пять раз больше, чем сейчас, могли бы изменить отношение к нашему краю, да и самому ископаемому. Это уже другая сторона экономической науки, от которой зависит тот самый прогресс. Он как горизонт: мы к нему, а он все дальше манит?
В наше время стало уже и козе понятно, что только наука ведет к прогрессу, к новым технологиям и открытиям — как мы мало знаем нашу землю. Кузнецкий край обладает таким возом ископаемых и растущих богатств, что Западу и не снилось.
Один из ученых, посвятивший свою жизнь изучению Кузбасса (хотя Кузнецкий край — так честнее и правдивее), в дни празднования 404-й годовщины основания Кузнецка стал Почетным гражданином Новокузнецка. Это легендарный путешественник, исследователь, картограф, краевед Сергей Дмитриевич Тивяков. Без ложного пафоса, но не умаляя, конечно, вклада и других, можно сказать, что он явился чуть ли не единственным ученым, комплексно и многосторонне исследовавшим наш край, пройдя сотни километров, как правило, со своими студентами и школьниками.
Знания его были энциклопедичными, он досконально изучал природу юга области, происхождение отдельных редких образований типа Липового острова, краснокнижных растений, которые находятся почти в центре Новокузнецка, рядом с черными тополями и Кузнецкой крепостью. А открытия горелой горы исследованы чуть ли не по каждому дню экспедиции, в том числе даты взятия образцов.
Он делился изученным щедро, не навязывая, а влюбленно повествуя, как они появились в нашем крае за миллионы лет.
Преподавание природоведения, географии в школе и институтах (теперешних университетах) — дело скучное, и поэтому научно-практические занятия он проводил на знаковых местах нашего края. «На площадке, представляющей вершину одного из Катунских утесов, резко обрывающегося в сторону реки, мы прошли с опаской. Бывалый турист и заслуживающий всяких похвал краевед, Сергей Дмитриевич Тивяков совершенно хладнокровно вошел со стороны катунского обрыва, словно сзади у него была всего лишь грифельная доска и расписание занятий». (Так описывала один из походов Татьяна Негода в газете «Серебряный ключ» в апреле 2003 года.)
И вот судьба свела меня с настоящим исследователем, педагогом, учителем, историком — словом, с ученым, который смог пройти путь со своими студентами и собрать крупицы нашей богатой природы, с Сергеем Дмитриевичем Тивяковым.
Говорить о судьбе и жизни крупного ученого-педагога — значит рассказывать о человеке: от скромного, незаметного парнишки-трудяги до выдающегося исследователя Сибирского и Кузнецкого края. А что касается Новокузнецка и его окрестностей, так он знал его — что называется, до подробностей, почти в стихах.
Вспоминаю экскурсии Сергея Дмитриевича в район Топольников и выше, до строившейся в то время дороги в Заводской район от кольцевой развязки в Кузнецком. Он открыл нам, уже повидавшим, столько интересного, что можно было бы организовать школьные, студенческие и просто городские маршруты, параллельно касаясь и района Кузнецкой крепости. Мы узнали о редких растениях, внесенных в Красную книгу и сохранившихся до сих пор в нашем городе — не в Северной Африке, о стоянках первобытных людей, их быте, происхождении водопада. Ну и, конечно, о периодах роста Кузнецкого острога, а затем и города Кузнецка, способах его охраны и защиты. Хотя на его счету более 350 публикаций, он редко печатался, не забивая юбилейные издания своими каждодневными отчетами. Он создавал карты (редкое на сегодня занятие), постепенно уточняя не только географию, но и дополняя ее изученным материалом о природных ископаемых, лесах, фауне, природных богатствах Кузбасса.
Это выдающийся специалист-краевед, к тому же родившийся в Салтымакове, крае нашенском, ставший, пройдя все ступени роста молодого ученого, профессором кафедры и проректором и создавший физическую и экономическую карты Кемеровской области с картографическим содержанием, признанные примерами при создании краеведческих карт, а разработка контурных карт послужила образцом для создания и распространения на территории Советского Союза. Он разработал атлас Кемеровской области для школьников. На его счету более 30 оригинальных карт региона.
Занимаясь вопросами экологии Кузбасса и стандартами экологического образования, Сергей Дмитриевич одним из первых принял активное участие в создании территориальной программы охраны окружающей среды и экологической карты Кемеровской области. Он также один из первых в Кузбассе начал изучение объектов природы, отвечающих статусу «государственный памятник природы», и 30 из них утверждены президиумом областного общества охраны природы.
Под руководством Сергея Дмитриевича проводились научные исследования природных объектов Новокузнецкого, Междуреченского, Тисульского, Таштагольского районов. Он являлся руководителем краеведческих экспедиций «Кия-1997, 1998», «Скалистые горы-1999», «Кемеровская область — 60 лет» и других. Жители Новокузнецка, конечно, благодарны Сергею Дмитриевичу за издание об улицах города Новокузнецка, носящих имена выдающихся людей, — «Их именами названы?».
Перечень заслуг С.Д. Тивякова можно продолжать и продолжать. Дело его успешно продолжает дочь, Оксана Сергеевна, так же активно изучая Кузбасс.
Человек жил своей Родиной, с любовью к родному краю изучал ее и щедро передавал знания и опыт студентам — и вовсе не в аудитории, теплой и светлой, а по-настоящему, по-походному, с рюкзаками, палатками и накомарниками в запасе. Учил всему, чему научила его жизнь, на практике (как сейчас говорят, «на свежем воздухе»), учил делом, которое знал в совершенстве, — за это и благодарны ему ученики. Они помогали, когда нужна была помощь учителю. Не забыли и сейчас, добиваясь признания его заслуг перед городом и областью.
А образ ученого, выдающегося человека, гордо задирающего голову и свысока смотрящего на других, ему совсем не подходил. Невысокий, широкоплечий, устойчиво стоящий на ногах, с удивительными голубыми глазами, почти по-детски смотрящими на собеседника, предельно уравновешенный. Его ум вызывал уважение и какое-то благоговение, а прямые, краткие и точные ответы на вопросы ставили слушателя в заинтригованное положение, хотелось, чтобы он продолжал свой рассказ о событиях истории, как будто он сам был свидетелем открытия каменного угля.
Сергей Дмитриевич стоял у истоков создания общественного объединения «Серебряный ключ» при отделе краеведения городской библиотеки имени Н.В. Гоголя. Людям, особенно пожилым, интеллектуально одаренным, хочется пообщаться, рассказать, показать и послушать того, кто интересен. Он был президентом и душой этого объединения, собирая на заседаниях такую аудиторию, что все желающие не могли поместиться на третьем этаже — от школьников и студентов до пенсионеров.
Думаю, что встречи с Сергеем Дмитриевичем Тивяковым запомнятся навсегда. Замечательный коллектив краеведческого отдела библиотеки, как, впрочем, и других отделов, — это работающий культурный центр Новокузнецка, там всегда интересно, там всегда нам рады. Спасибо им за это и низкий поклон!
А сколько еще талантливых ученых, чьи имена оставались не очень заметны, составили славу и гордость города и региона! Обогащение угля — живая проблема, открывающая путь к экологии и выявлению редкоземельных элементов. А изготовление стали — броневой, нержавеющей — и исследование других свойств железа — только мечта. И уж совсем приземленно: уборка снега зимой лопатой — в XXI веке? Сосульки на карнизах домов, асфальт, который плавится летом, а зимой трещит?
Это Сибирь, детка! В Москве и Крыму асфальт разный. Без науки мы скоро пересядем на ослов и лошадей, если китайцы нам не поставят технику на водороде из воды.
На базе СибГИУ можно было бы давно уже создать институт с промышленной площадкой глубокой переработки угля (поминалось это еще при раннем А.Г. Тулееве), да не региональный, а государственный, головной, и результат рано или поздно появился бы. Ученые люди — упертые: поставь правильно задачу, не бей по рукам да хлеб с маслом положи, а еще лучше с колбаской. Всего-то? А ученых «из Салтымакова» немало, телегу поперек дороги им ставить не надо. Ведь все просто. Отдай землю крестьянину, он вспашет, посеет, пожнет и накормит и напоит весь народ, как писал Виктор Астафьев.
Спасибо профессору из Салтымакова Сергею Тивякову — просветил, открыл глаза на наш край. И учил любить природу и нас с вами.
Юрий Журавков. Александр Бокин (фото) Источник: «Кузнецкий рабочий»