Эстетика архаики, или «Верните всё взад!»
Вчерашнее утро началось с сообщения о горящем автобусе.
Ряд местных телеграм-каналов уже в восьмом часу утра запечатлел обездвиженное средство передвижения с гордой надписью «300 лет Кузбасс», дымящееся у ферросплавного завода в Новокузнецке.
Словил себя на том, что возгорание «Волгабасов», составляющих основную часть автопарка ООО «Питеравто», доминирующего на рынке пассажирских автоперевозок нашего города, уже не удивляют.
Просто фиксируешь: ааа, опять!.. Где же последний раз такое было? Вроде, на Кузнецкстроевском, совсем недавно. А незадолго до того — в Новоильинке.
Причем, еще и не каждое ЧП становится достоянием общественности.
Общественность только выражает недоумение отсутствием единиц подвижного состава на остановках.
Ну не то чтобы полным отсутствием, но очевидна явная нехватка, связанная с десятками «мертвых» автобусов, которые должны были бы быть живыми и здоровыми, не заставлять людей ждать себя подолгу.
Отчего так ненадежны «Волгабасы»?
Не от того ли, что они наполовину китайские? В 2020-м году задержка поставки комплектующих из Поднебесной, по информации ТАСС, даже стала причиной долгого простоя предприятия во Владимире (с отправкой персонала в вынужденный отпуск), где это «чудо техники» и производится.
На тот год, к слову, пришлась большая (около трехсот единиц) поставка автобусов в Новокузнецк, ведь тогда наш город готовился к старту «транспортной реформы».
Как раз на эту субботу, 18 ноября, приходится ровно три года с момента ее старта. Поздравляю.
«Недореформа»
Сейчас, с высоты прожитого и пережитого, можно понять, что одной из целей, поставленных в рамках «реформы», стала борьба мэрии с местными частными перевозчиками, требующими от чиновников городской администрации уважительного к себе отношения и соблюдения норм закона — не раз и не два «частники» добивались через ФАС и через суд отмены неправомерных, дискриминирующих решений.
И этим, конечно, изрядно раздражали местное чиновничество.
И тем не менее, представители частного извоза, не получая ни копейки бюджетных денег, исхитрялись активно работать на городских маршрутах, обеспечивая до двух третей пассажирских автоперевозок, обновлять свой автопарк и не допускать серьезных сбоев.
Не помню такого, чтобы в то время днем на остановках «Цирк» или «Дом быта» приходилось дольше двух-трех минут ждать автобус. Часто можно было увидеть несколько ПАЗиков, выстроившихся в ожидании пассажиров — садись в любой…
Между тем, отказ от услуг частных перевозчиков вполне укладывается в нынешний тренд стремления властных структур к архаике, возврату к прежней, милой сердцу представителей чиновничества, административно-командной системе.
Не стоит обманываться частной формой ООО «Питеравто»: по сути это та же советская «автоколонна» (АТП), руководимая назначенным директором, которого «курирует» представитель партноменклатуры (сейчас — городской и областной администраций). Недаром глава Новокузнецка Сергей Кузнецов проводит совещания и «летучки» непосредственно в «Питеравто».
Правда, вывести предприятие на ритмичную работу со стопроцентным исполнением контрактных обязательств таким образом, увы, не получается.
Как и сделать автоперевозки безубыточными для муниципального бюджета. Сейчас разница между оплатой мэрией услуг ООО «Питеравто» и получением доходов от оплаты пассажирами проезда составляет не менее миллиарда рублей по году (по прикидкам, ближе к полутора миллиардам; точную цифру может дать УТиС, но всегда уклоняется от озвучивания данных).
На минувшей неделе глава Новокузнецка Сергей Кузнецов заявил о том, что «вслед за волной транспортных реформ по стране катится реформа такси«.
Про такси градоначальник вспомнил, отвечая в прямом эфире на звонок возмущенной горожанки как раз о работе ООО «Питеравто». Посетовал на фатальный дефицит водительских кадров в сфере пассажироперевозок, о том, что и в сфере таксоперевозок их не перебор.
После чего поставил рядом слова «такси» и «реформа».
Стало тревожно.
А на следующий день на официальном сайте администрации правительства Кузбасса появилось правительственное постановление № 722 «О некоторых вопросах организации перевозок пассажиров и багажа легковым такси на территории Кемеровской области — Кузбасса«. Из которого следовало, что Минтранс Кузбасса берет таксоперевозки в регионе под свой контроль.
Стало еще тревожнее.
Теперь, согласно документу, таксистам для беспрепятственной перевозки пассажиров и багажа потребуется министерское разрешение. «Определить Министерство транспорта Кузбасса уполномоченным исполнительным органом Кемеровской области — Кузбасса на осуществление функций по организации перевозок пассажиров и багажа легковым такси и региональному государственному контролю (надзору) в сфере перевозок пассажиров и багажа легковым такси.
Установить срок, на который юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям предоставляется разрешение на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории Кемеровской области — Кузбасса, — 7 лет. Настоящее постановление распространяется на правоотношения, возникшие с 01.09.2023″, — говорится, в частности, в документе.
Для получения разрешения перевозчик представляет заявление «по форме, установленной уполномоченным органом и размещенной на его официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», с приложением документов«.
Посмотрим, как это будет работать на практике.
В лучшем случае обойдется формальной регистрацией, с фиксацией уровня налоговых отчислений. В худшем, может стать рычагом давления на предпринимателей, со всеми вытекающими. Но в любом случае дрейф от свободного предпринимательства в сторону административно-командной заорганизованности «а-ля СССР» очевиден.
Фото: kemerovo.bezformata.com
Еще один непрозрачный намек на возврат нашего региона к худшим «совковым» традициям дает постановление губернатора Кузбасса №125-пг от 9 ноября текущего года, определяющее «Порядок медицинского обеспечения лиц, замещающих государственные должности Кемеровской области — Кузбасса, и членов их семей«. Оным госслужащие нашего региона переводятся на медобеспечение в особом порядке. И с компенсацией расходов на их оздоровление из областного бюджета.
Что слабо соответствует как демократическому принципу равенства, так и позиции значительной части граждан, считающих, что представителям власти надлежит жить так же, как народ, ездить на том же транспорте и лечиться в тех же условиях.
«Медицинское обеспечение предоставляется в виде медицинской помощи, оказываемой по программе добровольного медицинского страхования. Медицинская помощь (экстренная, неотложная, плановая) предоставляется лицам, замещающим государственные должности Кемеровской области — Кузбасса, при оказании: первичной медико-санитарной помощи; специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи; скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи… Члены семьи имеют право на получение медицинской помощи… в соответствии с территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в медицинских организациях, участвующих в ее реализации. Право членов семьи на оказание медицинской помощи может быть реализовано путем прикрепления к медицинской организации, в том числе не обслуживающей территорию их проживания«, — указывается, в частности, в тексте постановления.
Как уточняется, для предоставления медобеспечения данным лицам администрацией правительства Кузбасса будут ежегодно заключаться госконтракты с финансированием за счет средств областного бюджета.
А ведь еще недавно казалось, что эпоха номенклатурных спецпайков, спецбольниц и спецраспределителей ушла в далекое прошлое, стала «преданьем старины глубокой»…
Сергей Бабиков.Рис. Васи Ложкина Источник: «Кузнецкий рабочий»