05 июля 2022, 12:00

«А что вообще в мире делается?» — «Стабильности нет»

Калининградские власти пригрозили Литве "ответными мерами"

В конце прошлой недели неожиданно заволновался Узбекистан.

Массовые беспорядки 1-3 июля были зафиксированы на западе страны, в Каракалпакстане (россиянам более привычно название «Каракалпакия»). Люди массово вышли на улицы, в столице республики Нукусе организовался многотысячный митинг, зазвучали политические лозунги, начались стычки с полицией…

Поводом к выражению гражданского протеста послужили предложенные президентом республики Узбекистан Шавкатом Мирзиёевым поправки в Конституцию Узбекистана. Поправками, в частности, предусматривается усиление президентской власти, расширение полномочий главы государства, увеличение срока правления президента с 5 до 7 лет.

Однако наиболее болезненными для жителей западного региона этой среднеазиатской страны стали поправки в статьи 70-75, согласно которым из Конституции исчезает понятие «суверенная» по отношению к Каракалпакстану, законодательство этой республики полностью переподчиняется законодательству страны, а также исчезает положение о праве Каракалпакии на выход из состава Узбекистана, что прямо записано в действующей версии Основного закона.

3 июля в Каракалпакии из-за беспорядков был введен режим ЧП сроком на месяц, а также комендантский час, который действует в ночное время.

Сообщается о пострадавших в ходе столкновений среди мирных жителей и сотрудников правоохранительных органов. А также об аресте зачинщиков беспорядков и «стабилизации обстановки».

Наряду с этим Шавкат Мирзиёев поспешил заявить об отказе от изменений в Конституцию, касающихся статуса Каракалпакии, что должно успокоить протестующих.

Насколько оправдаются надежды, покажет время. Восток — дело тонкое…

Каракалпакстан составляет около сорока процентов от территории Узбекистана, в советское время эта территория имела статус АССР в составе УзССР.

В историю взаимоотношения народов страны углубляться не будем. Лучше вспомним события января этого года в соседнем и для Узбекистана, и для нас Казахстане, которые вполне могли привести к государственному перевороту. Укрепить позиции президента Казахстана Касым-Жомарта Токаева тогда смог ввод войск ОДКБ, преимущественно, российских.

Такой вариант для Узбекистана в случае расширения беспорядков невозможен: эта страна дважды входила в ОДКБ и дважды выходила из него, и с 2012 года не является членом Организации Договора о коллективной безопасности.

В то же время на юге Узбекистан граничит с Афганистаном, власть в котором менее года назад захватило исламистское радикальное религиозно-политическое военизированное движение «Талибан», запрещенное в России и во многих других странах мира.
Исламисты не скрывают стремления распространить своё влияние на другие страны региона, и Средняя Азия с Казахстаном для них весьма привлекательны. А ведь это не так далеко от нас — значительно ближе, чем Украина, в которой с февраля проводится «специальная военная операция» и куда стянута значительная часть боеспособных российских войск.

Тревожно.

Не сильно веселее и на западных рубежах нашей державы.

50747-2Заявленное стремление «отодвинуть НАТО от границ России» обернулось обратным результатом. Финляндия с Швецией, стойкие сторонники «движения неприсоединения» на протяжении многих десятилетий, отреагировали на последние события подачей заявки на включение в блок НАТО, и на прошлой неделе уже получили официальное приглашение.

Теперь, видимо, окончательное вхождение двух североевропейских стран в Североатлантический альянс — вопрос ближайшего времени. А наша страна получила полторы тысячи километров совместной границы со страной, входящей в данный альянс.

Сама же Россия на мадридском саммите организации сменила свой статус со «стратегического партнера НАТО» на «непосредственную угрозу безопасности миру и стабильности в евроатлантическом регионе».В воскресенье 3 июля о намерении разместить у себя базу НАТО заявил Киммо Ярва, мэр города с трудновыговариваемым названием Лаппеенранта в финской Южной Карелии.

Располагается этот городишко с собственным аэропортом недалеко от финно-российской границы. До Санкт-Петербурга по прямой 170 километров, до российского Выборга — около пятидесяти. Раньше питерцы охотно ездили сюда «затариваться» мясными и молочными продуктами…

Еще одной «горячей точкой», похоже, становится Калининградская область, «отрезанная» от остальной России прибалтийскими странами.

Калининградские власти на днях пригрозили Литве «ответными мерами» в ответ на отказ осуществлять транзит санкционных товаров как по железной дороге, так и автомобильным транспортом. Речь о примерно половине товаров, на перемещение которых Европа наложила санкции после событий, начавшихся в феврале текущего года.

Калининградские власти передали в правительство проект ответных мер на запрет транзита Литвой

Фото: РИА Новости © 2022, Михаил Голенков

Судя по риторике, силовой вариант разрешения не исключен, хоть до прямых угроз пока дело и не дошло, предполагаются другие варианты урегулирования. И все же накал страстей растет.

Глава региона Антон Алиханов задиристо заявил в одном из недавних интервью «Не хочешь разбираться со старшим братом — не трогай малыша», имея в виду под «старшим братом» Россию, а под «малышом» — ее западный анклав, входивший до 1945 года в состав Германии вместе с Кёнигсбергом (сейчас — Калининград).

От Белоруссии до Калининградской области около сотни километров, если смотреть по границе между Литвой и Польшей. Это тот самый гипотетический «Сувалкский коридор», о котором нынче часто говорят.

Но как глаголет русская народная пословица, «близок локоть, да не укусишь».

А Польша с Литвой — тоже страны НАТО, на минуточку.

Нападение на одну из стран, согласно доктрине альянса, может быть расценено как нападение на всех сразу.

С последствиями.

Вот в такой геополитической реальности началось для России второе полугодие 2022-го, года, уже кардинально изменившего нашу жизнь и грозящего изменить ее еще больше.

Благоразумия всем нам, спокойствия и мудрости!Сергей Бабиков. Источник: «Кузнецкий рабочий»