Выморочное имущество
Администрация муниципального округа в Кузбассе стала должником по кредитному договору заёмщика после его смерти
Причина – не принятое никем из наследников наследственное имущество в виде квартиры, находящейся в залоге у банка, и приобретённой заёмщиком за год и три месяца до своей смерти.
Ай-ти ипотека
В конце января текущего года с иском к администрации Мариинского муниципального округа о расторжении кредитного договора, о взыскании задолженности по этому договору за счёт выморочного имущества и об обращении взыскания на заложенное имущество обратилось публичное акционерное общество «Сбербанк России».
Рассмотрев заявленные исковые требования, Мариинский городской суд Кемеровской области установил, что в марте 2019 года местный житель заключил с банком «ипотечный договор», по условиям которого банк предоставил заёмщику кредит в размере 300 тысяч рублей сроком на 5 лет, а заёмщик в обеспечение обязательств по этому договору предоставил банку приобретаемую квартиру в залог.
Но через год и три месяца после заключения договора заёмщик умер, не исполнив своё обязательство перед банком. При этом после смерти заёмщика никто из его наследников не принял наследственное имущество.В соответствии с гражданским законодательством такое имущество считается выморочным и переходит в порядке наследования по закону в собственность муниципального образования, от имени которого выступают их соответствующие органы.
В связи с этим администрация Мариинского муниципального округа в силу закона стала собственником квартиры, принадлежащей умершему заёмщику, и, как наследник выморочного имущества, должна отвечать по долгам наследодателя в пределах стоимости этого имущества.Следует отметить, что на день заключения кредитного договора рыночная стоимость квартиры составляла 1 миллион 140 тысяч рублей, а требования банка по исковым требованиям составили около 330 тысяч рублей, в связи с чем требуемая банком сумма не превысила стоимость наследственного имущества.
Несмотря на непризнание исковых требований администрацией Мариинского муниципального округа, суд удовлетворил требования истца, взыскав с ответчика в пользу публичного акционерного общества «Сбербанк России» за счёт казны муниципального образования около 330 тысяч рублей, в пределах стоимости перешедшего к ним наследственного имущества.
При этом на заложенное имущество обращено взыскание путём продажи с публичных торгов с установлением начальной цены в размере 1 миллион 26 тысяч рублей. Из средств, вырученных от продажи квартиры, в пользу ПАО Сбербанк подлежит выплата только сумма задолженности по кредитному договору.Не согласившись с решением суда, представитель администрации Мариинского округа обжаловал его в вышестоящую судебную инстанцию, но судебная коллегия по гражданским делам Кемеровского областного суда в целом оставила решение суда первой инстанции без изменения.
Официальный представитель Мариинского городского суда Кемеровской области Алексей Бушуев