Избыточно и недостаточно
Кузбасс вошел в состав “трудонедостаточных” регионов России, куда Минтруда предлагает переселять работников из так называемых трудоизбыточных регионов.
Проект правительственного постановления о релокации рабсилы опубликован на портале нормативных правовых актов и сейчас проходит процедуру публичного обсуждения.
Минтруд предлагает предоставлять жителям трудоизбыточных регионов работу в других местах — там, где существует потребность в рабочей силе. Среди трудоизбыточных субъектов РФ названы Республики — Алтай, Дагестан, Ингушетия, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесия, Северная Осетия-Алания, Тыва, Чечня. В список трудонедостаточных включили Бурятию, Коми, Хакасию, Забайкальский край, Красноярский край, Приморский край, Хабаровский край, Амурскую, Вологодскую, Иркутскую, Калининградскую, Кемеровскую, Ленинградскую, Магаданскую, Мурманскую, Новосибирскую, Омскую, Псковскую, Сахалинскую, Свердловскую, Тюменскую области, Еврейскую автономную область, Ханты-Мансийский, Чукотский, ЯмалоНенецкий автономные округа.
За переезд на работу в один из 25 трудонедостаточных субъектов можно получить почти 117 тысяч рублей: 42 800 — не позднее 25-го числа месяца, следующего за месяцем подачи заявления, остальные 74 тысячи — по истечении полугода со дня подачи заявления. В случае увольнения до истечения полугода работник потеряет право на первую или вторую часть
выплаты.
По мнению министерства, новая мера стимулирования трудовой миграции может привлекать до двух тысяч человек в год. Но даже в случае утверждения документа не следует ждать бесконечного потока желающих трудиться в условиях Крайнего Севера, как когда-то комсомольцы рвались на всесоюзные стройки или освоение целинных земель. Для приглашения
работника есть условия. Просто “сняться» с места и рвануть в Кузбасс из Карачаево-Черкесии за большими деньгами будет недостаточно.
Прежде всего, на работу в другом регионе и получение субсидии могут претендовать россияне до 35 лет включительно. Кандидат должен быть признан в установленном порядке безработным и проживать в трудоизбыточном регионе не менее года. При этом работодатель, принимающий его на работу, не менее года должен вести деятельность в трудонедостаточном регионе.
Предпочтение будет отдаваться вакантным рабочим местам, которые не могут быть замещены безработными на территории трудонедостаточного субъекта Российской Федерации.
И, разумеется, поддержка не распространяется на соискателей, рассчитывающих на “удаленку” или совместительство.
Подбором вакантных рабочих мест гражданин может заниматься как самостоятельно, так и при содействии службы занятости населения. Но если безработный находит работу сам, он должен проинформировать о ней Центр занятости населения трудоизбыточного региона.
Выплачивать субсидию будут местные органы занятости — средства из федерального бюджета им будет переводить Фонд соцстрахования. Сразу бросается в глаза несоответствие — трудоизбыточных регионов у нас, как оказалось, в три раза больше, чем трудонедостаточных! “По состоянию на 7 апреля 2022 г. число граждан, зарегистрированных в установленном
порядке в качестве безработных, превышает количество свободных рабочих мест и вакантных должностей, заявленное работодателями в органы службы занятости населения в 8 субъектах Российской Федерации — Республики Дагестан, Ингушетии, Алтая, Тывы, Северной Осетии-Алании, Кабардино-Балкарской, Карачаево-Черкесской и Чеченской Республик, — говорится в пояснительной записке к проекту документа. — Кроме того, согласно данным Росстата, размещенным на официальном сайте, в данных регионах наиболее высокий
уровень безработицы за январь — март 2022 года (в среднем за период): более 9% при среднем по Российской Федерации — 4,5%”. В остальных же регионах России, считают авторы инициативы, количество свободных рабочих мест превышает число безработных.
Даже интересно, сколько работников ради 117 тысяч в год (согласитесь, сумма не запредельная!) согласится переехать, например, из Дагестана в Магадан. Обратите внимание, среди трудоизбыточных в основном республики северного Кавказа — за исключением Тывы и Горного Алтая.
Говорить это может о достаточно высокой плотности населения, ведь у кавказских народов традиционно большие семьи при недостаточно развитой экономике. Хотя в последнее время тот же Дагестан работает над развитием туриндустрии, но этого мало. Алтай, к слову, тоже пытается “выезжать” за счет туризма, однако в этой специфической сфере вакансий недостаточно.
Но как же новая инициатива правительства “вяжется” с недавним заявление главы Банка России? “Пока ситуация на рынке труда спокойная, безработица сохраняется на исторически низких уровнях”, — сообщила Набиуллина. Росстат сообщал, что по итогам мая 2022 года уровень безработицы населения в России среди граждан в возрасте 15 лет и старше составила 3,9% — без исключения сезонного фактора. Это очередной исторический минимум: предыдущий был зафиксирован в апреле — 4%.
Причем наибольшее число безработных зафиксировано в городах — 2,1 миллиона человек (3,6% населения). А в сельской местности уровень безработицы выше — 5,1%, при этом численность безработных меньше — 900 тысяч человек. Средний возраст безработных — 37,2 года. В “трудонедостаточном” Кузбассе в первом квартале этого года уровень официальной безработицы достиг своего исторического минимума — 3,9%. Даже если это не коррелируется с показателями фактической ситуации на рынке труда, регион “записали” как испытывающий недостаток рабочей силы. И в случае подписания Правительством РФ постановления о новой поддержке трудовой миграции, будем ждать гостей из дальних и ближних
республик?
Ольга Осипова Источник: «Кузнецкий рабочий»