Как нам импортозаместить экономику
Международная специализированная выставка «Уголь России и Майнинг», открывшаяся во вторник 7 июня, в «юбилейный» тридцатый раз, оставила смешанные чувства.
Сначала о хорошем.Главное, форум всё-таки состоялся.
Выставка открылась на своем законном месте, в Заводском районе, на площадке «Кузбасской ярмарки». Ведь еще месяц-два тому назад были серьезные сомнения в том, что в нынешней экономической и политической ситуации международный форум вовсе состоится.
Но мало того, что команда Владимира Табачникова сумела собрать на своей площадке несколько сотен компаний-экспонентов, еще и площади оказались заполнены вполне так прилично. Может, не так плотненько, как 3-4 года назад, но и без бросающегося в глаза безлюдья и запустения.
Во вторник, к моменту открытия, когда мы посетили «Майнинг», там, как и в прежние годы, царило оживление, в воздухе витал запах кофе и пельменей, полуголые девицы лихо отплясывали на добычной спецтехнике.
Кто-то радостно жал руки коллегам, кто-то дотошно выспрашивал технические характеристики представленных агрегатов, где-то шли переговоры, возможно, с заключением контрактов…
Губернатор Сергей Цивилев, отрастивший уже бороду изрядной длины, вместе с другими почетными гостями разрезал ленточку, символически открыв нынешний форум и, взяв микрофон, с теплотой вспомнил свой первый «Майнинг», состоявшийся четыре года назад.
Я, кстати, тоже неплохо помню тот июньский день 2018-го. Тогда Сергей Евгеньевич, только-только сменив казавшегося несменяемым Амана Гумировича, впервые прибыл на мероприятие в Новокузнецк и оказался в гуще событий — новый и всем интересный. Иностранные гости вились вокруг «первого лица», а новоиспеченный губернатор то в одном, то в другом месте останавливался надолго, вступал в переговоры, задавал вопросы, давал обещания, говорил об открытости Кузбасса для всех стран и выгоде инвестиций в наш регион.
Были, помнится, высокопоставленные представители посольств, ассоциаций западных производителей угольного оборудования, сам форум тогда проходил под эгидой «Мессе Дюссельдорф ГмбХ» (сейчас — нет) и на полном основании являлся международным и весьма авторитетным.
Сегодня, в силу известных политических обстоятельств, западные правительственные и деловые круги потеряли, скажем так, интерес к России, бизнесу и мероприятиям, более того, на выставке практически не было иностранных компаний. Помню, насколько широко были представлены Польша, Украина, Великобритания, Германия, Чехия. Нынче даже Белоруссия с Казахстаном представлены весьма скромно, судя по путеводителю и личным ощущениям (БелАЗ с МАЗом всё ж таки имеются). Только одна организация нынче позиционируется как китайская, да и то ее представитель из числа наших соотечественников, застеснявшись, уклонился от ответов на задаваемые вопросы.
А вот еще один соотечественник, представитель компании SIBRE (Германия) с охотой рассказал, что из самой Германии никого нет, в связи со сложной логистикой и прекращением авиасообщения между Россией и Европой. Но он полон оптимизма и считает, что его компания, выпускающая тормоза для конвейеров, получит хорошие перспективы для работы на российском рынке.
Наряду с чисто политическими аспектами не забудем и экономические.
Западные санкции и обозначенный отказ некоторыми странами Запада от российского угля (Польша заявила об отказе, Евросоюз грозится ввести эмбарго с августа) уже повлиял на масштабы отгрузки и добычи в Кузбассе. Оптимизму и перспективам развития отрасли это, прямо скажем, не способствует.
Добыча угля в Кемеровской области, на которую приходится более половины российской добычи, из-за снижения объемов отгрузки в северо-западном направлении может снизиться на 5-7 %.
По распространенной информации, в 2021 году угольные предприятия Кемеровской области добыли 243,1 миллиона тонн угля (в том числе в страны Европы отгружено 36,3 миллиона тонн). По информации Минуглепрома Кузбасса, за первые 4 месяца нынешнего года объемы добычи в регионе уже сократились на 2,8 миллиона тонн (на 3,6%) в сравнении с аналогичными периодом 2021 года. В 2022 году, по осторожным оценкам, речь может идти о добыче 226-231 миллиона тонн угля.
Владимир Табачников, объясняя отсутствие представителей Китая, сослался на то, что целых 136 человек должны были приехать, но, к сожалению, в Поднебесной из-за коронавирусной пандемии (помните, у нас тоже была такая, но к настоящему моменту ее уже всерьез никто не воспринимает) действует запрет на въезд и выезд.К слову, ни одного человека в защитной маске на «Майнинге» я не видел.
Видимо, из Китая действительно никого не было: дисциплинированные китайцы, окажись они в чужой стране, не стали бы пренебрегать мерами индивидуальной защиты. И в целом нерусской речи в этом году не было слышно от слова «совсем», не то что в прежние годы на таких форумах.
Ну что ж: насильно мил не будешь.
Придется обходиться тем, что имеем — потенциалом предприятий России и ближайших союзников. На церемонии открытия чаще других терминов, пожалуй, звучало «импортозамещение». Что можно расценивать как необходимость опоры на собственные силы. По-видимому, в технологической сфере можно ожидать определенной деградации. Но непохоже на то, что отечественная промышленность готова полностью капитулировать перед «обстоятельствами непреодолимой силы».
Прошлись мы вместе с Сергеем Цивилевым со свитой подчиненных и журналистов по территории выставки, с подходом губернатора к отдельным экспонентам, кое-где даже с конкретным результатом.
Так, руководитель новокузнецкой компании «Горный инструмент», попав в зону досягаемости к главе региона, деловито принялся предлагать свою продукцию — резцы для бурения — для городских нужд, а именно, для снятия старого асфальта при дорожно-ремонтных работах. Сергей Евгеньевич заинтересовался и, подозвав подчиненных, дал им команду проработать вопрос…
Начали работать дискуссионные площадки (значительная часть семинаров и «круглых столов» в той или иной мере касалась аспектов «выживания» и импортозамещения).
Заглянул на лекцию «Практический опыт цифровой трансформации горнодобывающей промышленности».
Судя по убежденности лектора из госкорпорации «Цифра», оцифровывание неизбежно для всех компаний, ну, а для горнодобывающих — без вариантов. Молодой человек призвал оцифровать в первую очередь диспетчеризацию горнотранспортной техники и при этом обеспечить прозрачность вклада каждого работника, чтобы стимулировать персонал на высокопроизводительный труд.
В теории так.
Как будет на практике, пока не сильно понятно, особенно с учетом запретов и вызовов сегодняшнего дня… Слушателей на лекции было предостаточно — потребовались дополнительные стулья.
Работать выставка будет до 10 июня включительно. Сегодня, в пятницу, состоится церемония закрытия, с подведением итогов.
Сергей Бабиков.
Пётр Бобров (фото). Источник: «Кузнецкий рабочий»