Отпечатки реальности Владимира Пилипенко
Благодаря фотографии в жизни Владимира Семёновича Пилипенко постоянно происходит что-то новое, необыкновенное.
Владимир Семёнович родился в Новокузнецке 13 июля 1947 года. И сразу попал в мир фотографии. Его отец, Семён Григорьевич, работал на КМК контролёром по выпуску броневой стали. В свободное время страстью отца была фотография. Маленький Володя сопровождал его в прогулках по городу. Смотрел, как выбирались мотивы съёмки. С большим интересом вслушивался в рассказы о чуде фотографии. Присутствовал при таинстве проявки и печати. Постепенно обучался всем тонкостям ремесла.
Фотографировать начал в 10 лет отцовской камерой «Любитель». А потом у него появился собственный фотоаппарат «Зоркий», подарок родителей. Эта фотокамера и сейчас занимает почётное место в его коллекции. Хранит все тайны первых шагов. Мама Владимира Семёновича, Евдокия Григорьевна, работала на КМК в центральной лаборатории. Её увлечением был театр. Дисциплинированного и послушного Володю мама брала с собой на спектакли. Магическая атмосфера театрального действа навсегда пленила его воображение. Он с четвёртого класса начал посещать драматический кружок, затем театральную студию при драмтеатре. Писал рецензии на спектакли. Родители трудились посменно, и всей семьёй бывать везде не всегда получалось. Но их общие путешествия были настоящим праздником. Его окружали любовь, забота и поддержка. Он хорошо учился. Много читал. На книжных полках в доме стояли собрания сочинений классической литературы, в приобретении которых он принимал участие: стоял в утренних очередях за книгами рядом с отцом. И это ему очень нравилось. А какое наслаждение было брать с полок книги Пушкина, Толстого, Чехова… Ещё ему запомнились из пятилетнего детства путешествия с отцом в громыхающих трамваях, в которых звоном колокольчика оповещались пешеходы. С этого времени у Владимира Семёновича интерес к трамваям, как к одушевлённым существам. Отсюда же, из детского восторга, возникло его желание составить справочное пособие по трамваям мира, в котором незримо витает и это восхищение маленького мальчика. Пособие уже совсем готово. Скоро мы с ним будем знакомиться.
С той поры прошли десятки лет. Минуло множество событий. Получено среднее специальное и два высших образования. В 2005, 2007, 2008 годах состоялись первые персональные фотовыставки Владимира Семёновича проекта «Моё Отечество». Династия сибирских фотолюбителей Пилипенко в 2007 году отметила столетие. У Владимира Семёновича появилась ещё масса любимых тем и занятий. С литературы о Марии Волконской началось изучение материалов о декабристах. Он влюбился в эту тему. И в 2006 году из-под его пера вышло уникальное справочное пособие «Декабристы», автором-составителем которого он является. Продолжая размышлять о духовном наследии декабристского движения, будучи сам членом Русского географического общества (2020), Владимир Семёнович не остался бесстрастным созерцателем их судеб. В одной из своих газетных статей в 2020 году он рассказал о декабристах-мореплавателях, совершивших множество географических исследований.
В творческой и личной жизни семьи Пилипенко есть особая сакральная тема — тема Великой Отечественной войны. В 2010 году Владимиром и Ильёй (отцом и сыном) Пилипенко в салоне «Художник» Гоголевки была организована совместная фотовыставка «Родные великие люди». Илья несколько лет вёл съёмку для этой выставки в Санкт-Петербурге во время празднования Дней Победы. Владимир Семёнович снимал эти великие дни памяти в Новокузнецке. Объединившись, авторы создали экспозицию, на которой зрители увидели портреты ветеранов — фронтовиков, освободителей, блокадников — ленинградцев, работников тыла. Портреты простых людей, вынесших на своих плечах тяготы войны и победивших. Выставка была посвящена 65летию Великой Победы.
В 2012 году Владимир Семёнович начинает работать научным сотрудником в музее Ф.М. Достоевского. Новая необъятная тема становится всё более дорога ему. Мастер фотографии, театроман в марте 2019 года в Литературно-мемориальном музее Ф.М. Достоевского проводит фотовыставку «Ф.М. Достоевский: современное прочтение». Это результат просмотра пяти спектаклей первой театральной лаборатории «Ф.М. Достоевский: современное прочтение». В этой экспозиции он передал огненную атмосферу творчества великого писателя, страсть актёрской игры. При музее совместными стараниями сотрудников был открыт камерный театр, в котором музейщики ставили спектакли, проводили театральные фестивали. Владимир Пилипенко разработал моноспектакли по творчеству Сергея Есенина «Я сердцем никогда не лгу» и Иосифа Бродского «Ноктюрн». Он выступал с ними в музее, городских театрах… Эти поэтические спектакли получили высокую оценку как профессионалов, так и зрителей. Детский и юношеский восторг перед сценой не покинул автора. В настоящее время он проявился в создании книги о нашем городском драматическом театре имени Серго Орджоникидзе, написанной в историческом аспекте. Некоторые главы уже печатались в городской газете «Кузнецкий рабочий». Сейчас его «Театральные сезоны» находятся в преддверии издания.
Его краеведческий темперамент откликнулся на судьбу толстовского движения в наших краях. История этого явления в Сибири отразилась в частной коллекции Бориса Ароновича Гросбейна (1948 — 2014). Всю коллекцию наследники передали в ЦГБ имени Н.В. Гоголя. К Владимиру Семёновичу обращаются за поддержкой при организации этой экспозиции, названной «Коммуна в Сталинске на изломе эпох». Владение материалом, компетенция в вопросе толстовского движения позволяют ему принимать участие в организации выставочного пространства и в популяризации этой темы.
Большой любовью и исследовательским интересом окружил краевед, член Союза журналистов России с 2019 года свой родной Новокузнецк, который он называет «самым красивым городом страны». Владимир Семёнович, кажется, знает о городе всё, даже мельчайшие нюансы. Участник краеведческого объединения Гоголевки «Серебряный ключ», именно о Новокузнецке он публикует больше всего журналистских материалов. Читаешь эти статьи, и возникает ощущение, что совершаешь прогулки по городу. Он также уделяет внимание изучению своего генеалогического древа. Его журналистское перо представило нам в 2019 году, в год 100-летия его мамы, Евдокии Григорьевны, её жизненный путь. Статья называется «Годы её жизни».
С именем Владимира Семёновича Пилипенко знакомит нас сайт Центральной городской библиотеки имени Н.В. Гоголя, на котором размещена информация о многих его исследованиях и открытиях. Но чем бы ни занимался, он никогда не забывает о фотографии. С лёгкой руки журналиста Валерия Немирова Владимира Семёновича называют «хранителем и собирателем времени». Он ответственно носит этот ко многому обязывающий титул. И всегда помнит о том, что порою одна фотография может заменить сто слов. Влюблённость в жизнь постоянно побуждает его открывать новые темы. И он, взяв фотоаппарат, отправляется исследовать новые места. Владимира Семёновича интригует вопрос: «Что же там за горизонтом?» Он изучает Русский Север до настоящего времени и утверждает, что всё больше и больше восхищается им. Выставка «С фотоаппаратом по «Серебряному ожерелью» Русского Севера» экспонировалась в Гоголевке в январе — марте этого года. Мы открывали Русский Север вместе. Исполненный жажды нового, он говорит: «Нужно успеть везде». И продолжает много путешествовать, много писать.
Галина Иванова Источник: «Кузнецкий рабочий»