Кирпичный стиль Гурьевского музея
16 июля 2022 года открылся после реставрации Гурьевский краеведческий музей, находящийся в здании бывшей кирпичной купеческой лавки.
Об этом сообщает гость портала КузПресс Михайлов.Слово автору: «Дом является лучшим образцом здания в старинном — кирпичном стиле – в Кузбассе. Гурьевский городской краеведческий музей имени Александрова, был основан в 1959 году первым почётным гражданином Гурьевска – Фёдором Ильичём Александровым. По материнской линии Фёдор Александров был потомком донского казака Императорского Конвоя Александра II Освободителя.В 1939 году Александров был уполномоченным Комиссии советского контроля СНК СССР; в 1940-е годы был секретарём Гурьевского райкома партии по кадрам. В 1945 по 1952 год был председателем горисполкома. При нём были построены лучшие архитектурные достопримечательности сталинского классицизма улицы Ленина. Выйдя на пенсию, Фёдор Ильич увлёкся краеведением и археологией, и собрал богатую коллекцию различных экспонатов для создания народного музея. С 1959 года по 1970-е годы — это был лучший краеведческий музей малого города — в Сибири.
На здании Краеведческого музея висит визитная табличка музея с названием архитектурного стиля здания музея – «неорусский стиль»
. Неорусский стиль – звучит, конечно, патриотично и красиво, но интрига состоит в том, что настоящий архитектурный стиль этого памятника архитектуры регионального значения – звучит не так пафосно – кирпичный стиль.Цитата: «Кирпичный стиль, получивший широкое распространение в 1870-90 х годах, отразился на архитектуре очень многих городов, как больших, так и маленьких провинциальных. Его популярность можно объяснить удачным сочетанием дешевизны строительства и эстетики. Архитекторы и инженеры в поисках компромисса между функциональной, конструктивной и художественной составляющими стали использовать кирпич как отделочный материал.Сама по себе кирпичная стена без штукатурного слоя и гипсовых деталей оказалась вполне выразительной за счет рельефной кладки. Поверхность кладки оставалась обнаженной, или отделывалась керамической плиткой. Узор мог быть выложен в два цвета кирпича, вводились детали из керамики и природный камень. Кирпич оказался материалом, хорошо пригодным для строительства в нашем климате…»….В начале 20 века богатейший купец Салаирской волости Кузнецкого уезда Томской губернии Нарцисс Павлович Ермолаев заказал артели алтайских каменщиков построить кирпичную лавку в посёлке в кирпичном стиле. Для строительства первого каменного, гражданского дома в посёлке Гурьевский завод купец нанял одну из лучших на Алтае артель каменщиков мастера Фёдора Рогова, который был родом из алтайского села Жуланиха Барнаульского уезда. Слава о каменщиках Рогова разошлась по Салаирскому краю после постройки первой каменной церкви в округе – в горном посёлке Салаирского рудника.До лавки гурьевского купца, артель каменщиков Рогова построила каменную церковь Петра и Павла в посёлке Салаирского рудника, которая строилась с 1900-го по 1907 год. Церковь поразила местное население красотой своей каменной архитектуры.Как показало время, артель каменщиков алтайского мастера Рогова, таким образом, создала два памятника дореволюционной архитектуры в Гурьевском районе – единственные образцы дореволюционных кирпичных домов на Среднем Кузбассе.Такого шедевра купеческого, кирпичного стиля, как дом купца Ермолаева в Гурьевске, нет на всём Кузбассе.В 2010-х годах, в пору восстановления салаирской Петропавловской церкви архитектурный стиль церкви ошибочно назвали эклектикой – смешением псевдорусского стиля с сибирским модерном. На самом деле, в архитектуре Петропавловской церкви в Салаире нет элементов модерна – нового стиля в России начала 20 века. Модерн, в переводе с английского языка, означает «новый»: в декоре здания нет ни одного нового элемента архитектуры, который бы позволил назвать этот элемент элементом модерна. В архитектуре храма нет ни одного элемента, который бы выходил за рамки традиционных церковных стилей архитектуры России, таких как — классицизм, византийский стиль, русский стиль. Нет и другого признака архитектурного модерна – использования контраста между разными по фактуре материалами и контраста цветовой палитры — во внешнем декоре здания. Нет таких признаков модерна, как — революционные элементы, отсутствующие в старых архитектурных стилях, например, такого характерного элемента модерна как — «текучесть» архитектурных линий….Несмотря на последующую, после строительства магазина купца Ермолаева, революционную, антикапиталистическую бурю гражданской войны, единственное кирпичное, гражданское здание в заводском посёлке Гурьевский завод — сохранилось. Сын каменщика Фёдора Рогова, построившего Петропавловскую церковь в Салаире, Григорий Фёдорович Рогов, также стал подрядчиком по строительству церквей, но после Октябрьской революции 1917 года, в 1918 году, — спустя девять лет после того, как его отец – Фёдор Рогов — построил магазин для гурьевского купца, — собрал партизанский отряд анархистов — для грабежа и уничтожения «эксплуататорских классов» Алтая и Кузбасса — буржуазии, купцов, заводских и городских управляющих, военных и интеллигенции. Особенно беспощадно сын строителя церквей уничтожал священников. Таким образом, анархистская банда Рогова, уничтожала заводскую, городскую, государственную цивилизацию, ради возвращения из города в деревню — в крестьянскую, догосударственную общину, напоминая этим будущих кампучийских коммунистов Пол Пота. «В июле-августе 1919 года объединённый отряд Рогова и Анатолия численностью 107 человек стремительным рейдом прошёл через Залесовский район разгромил в Салаире отряд колчаковцев, захватил всё вооружение. В Салаире роговцы убили попа и дьякона, но Петропавловскую церковь не тронули, потому что её строил отец Григория Рогова (Прим. авт). В ходе боевых действий партизанами под командованием Рогова было разрушено и сожжено 96 церквей из более чем 400, находившихся на территории Алтая» Перед этими трагическими событиями гражданской войны — гурьевский купец Нарцисс Ермолаев — заказал построить лавку при Гурьевском железоделательном заводе той же артели каменщиков мастера Рогова, которая построила Петропавловскую церковь на Салаирском руднике.Архитектурным стилем для купеческого магазина был выбран кирпичный стиль, ставший популярным у сибирского купечества в начале 20 века.Например, стиль здания на Красном проспекте, 15/1 города Новосибирска, построено в начале XX века, бывший доходный дом Надежды Бузолиной, ныне – здание Аптеки, практически идентичен по архитектуре зданию лавки купца Ермолаева в Гурьевске, ошибочно относят к стилю модерн, но на самом деле, здание на Красном проспекте 15 нужно относить к кирпичному стилю, которому он соответствует, в отличие от модерна.Дом купца Крюкова — двухэтажное кирпичное здание в Железнодорожном районе Новосибирска, построенное в 1908 году по инициативе купца Захария Григорьевича Крюкова. Занимает угол улиц Советская и Максима Горького (ул. Советская, дом 25) . Имеет такой же типа архитектуры, как здание Аптеки № 2 — на Красном проспекте, в Новосибирске, и здание Гурьевского краеведческого музея — на улице Коммунистическая города Гурьевска.Един у этих трёх зданий не только типовой проект — Г-образный двухэтажный кирпичный дом, с входной дверью на угловом фасаде, но и стиль архитектуры – кирпичный стиль.Также похож на эти дома двухэтажный кирпичный дом по улице Октябрьская (бывшая Болдыревская) № 47 — в Центральном районе Новосибирска – (Ново-Николаевска). Построен в 1909 году. Принадлежал И. Г. Ведерникову. Цитата: образец соединения приемов кирпичной пластики с мотивами классицизма (редкий, адекватный вывод об архитектурном стиле подобных кирпичных, купеческих домов начала 20 века – Прим. авт). К кирпичному стилю относится также архитектура дома на улице Депутатская 9, в Новосибирске.С 2000-х годов начался поиск названия архитектурного стиля Гурьевского Краеведческого музея. 25 февраля 2012 года Лариса Максименко, в газете «Комсомольская правда», назвала стиль здания ГКМ – неоклассицизмом, чем, в принципе, оказалась ближе всех к истине потому, что основным источником вдохновения для кирпичного стиля является архитектурная номенклатура классицизма — дентикулы, триглиф, руст, замковый камень оконных проёмов, филенки, пилястры и т.д.
В этом ряду сибирского кирпичного стиля имеет архитектурные особенности кирпичный особняк томского купца, построенный в 1900 году, на ул. Мичурина 6, в Новосибирске.
Некоторыми специалистами стиль этого здания назван «неорусским». От вышеназванных кирпичных купеческих зданий дом отличается включением токарно силуэтно вырезанных полуколонн – пилястр в индийском стиле (типа колонн храма Хойсалешвара, Индия), таким образом, эти токарные пилястры являются модернистским включением в кирпичный стиль особняка на улице Мичурина 6, а не элементом русского стиля. Таким образом, в архитектуре кирпичного купеческого особняка нет ни одного элемента «неорусского» стиля, что делает утверждение о том, что это здание построено в неорусском стиле, не имеет никаких архитектурных доказательств.А можем ли мы назвать стиль этого особняка улицы Мичурина — Модерном, как это делают некоторые, например, называя стиль дома Ермолаева в Гурьевске – эклектикой – смешением неорусского стиля с модерном? Ведь вроде бы, в фасадный ансамбль классических цитат здания на улице Мичурина 6 включены пилястры в экзотическом «индийском» стиле. На это можно возразить так: хотя в модерне действительно любят соединять экзотические элементы с классическими элементами, но такие контрастные по стилю элементы в модерне обычно сопровождаются контрастным материалом, например, — камень соединяется с металлом, или деревом; также — имеют обычно контрастный цвет соединяемые — разные по стилю — элементы.Здесь же мы видим, в новосибирском купеческом особняке, что все элементы на здании сделаны из одного материала – красного кирпича, в котором каменщики проявили импровизацию, и включили в ряд цитат из классического стиля — фигурно выточенные полуколонки в «индийском» стиле. Поэтому стиль этого здания, также относится к кирпичному стилю, как и все вышеназванные сибирские, кирпичные, купеческие дома начала 20 века.Бывшая директриса Гурьевского Краеведческого музея И. А. Богачёва, решила, что архитектурный стиль здания лавки Ермолаева — неорусский стиль потому, что — красиво звучит. На самом деле, у здания Гурьевского Краведческого музея нет ни одного элемента неорусского стиля, таких как, например, утолщения на столбах, колонках – типа дынька, нет имитации русской деревянной резьбы, нет гирьки — в оконном или дверном проёме, нет закомара, кокошника, кубышки, луковицы, шатра, ананасной грани, рушника, аркатурного фриза, нет цветной росписи растительными орнаментами.На здании Гурьевского Краеведческого музея имеются только классические элементы в кирпичном стиле: ордерные сухарики – дентикулы, триглиф, руст, замковый камень оконных проёмов, филенки, кирпичные пилястры.Не просто любуйтесь архитектурными красотами городов Кузбасса – изучайте их стили архитектуры!
Автор: Михайлов