15 июля 2022, 12:00

Зачем бередить Берензас

Активистов "предостерегли" от поддержки Берензаса

В среду сотрудники полиции объезжали активистов в Новокузнецком районе, выступающих против засилья угольных разрезов, и вручали им «предостережения» в связи с ситуацией в поселке Берензас.

Что же такое творится в небольшом поселке в нескольких километрах к западу от Мысков?

А здесь снова становится «жарко», и вновь в качестве возмутителя спокойствия выступает разрез «Кузнецкий Южный». Тот самый, из-за которого в позапрошлом году произошла «большая буза» у поселка Черемза.

Если кто забыл, в 2020-м угольщики вознамерились построить углепогрузочную станцию у Черемзы, и это вызвало волну возмущения у местных жителей, которые сначала пытались воздействовать на властные структуры подачей жалоб и петиций, но после агрессивного «наезда», с привлечением сотрудников ЧОПов и силовых структур, приступили к активным формам выражения протеста. Разбили постоянно действующий палаточный лагерь, и на протяжении нескольких месяцев препятствовали проведению работ.

Апофеозом стало столкновение граждан с работниками, монтирующими забор, и с сотрудниками полиции, далее последовал массовый сход, с участием нескольких сотен людей и записью видеообращений…

003-8-2

В итоге власти и угольщики уступили требованиям местных жителей и публично отказались от планов строительства углепогрузочной станции.

50696Что же творится сейчас?

В начале лета жители Берензаса (он находится в нескольких километрах от Черемзы) обнаружили строящуюся в тайге широченную автодорогу. Дорожники рассказали любопытствующим сельчанам, что заказчик строительства — разрез «Кузнецкий Южный». Люди были возмущены тем, что вырубаются гектары леса, ширина дороги, порядка 25 метров, по их мнению, может свидетельствовать о том, что тут будут ездить БелАЗы.

А главное, почему к ним вторгается кто-то, не известив о своих планах и не согласовав их с гражданами, хозяевами своей земли?

Сельчане опасаются шума, вибрации, угольной пыли и прочих «прелестей» сосуществования с угольщиками. И не верят голословным заявлениям. Кроме того, сомневаются, что имеются основания и согласования и кивают на позапрошлогодний «кипиш», в котором разрез проявил себя, по их мнению, не вполне порядочно.

В июне и июле нарастало возмущение.

Подключилась администрация Кемеровской области. На днях состоялась встреча жителей с заместителем губернатора по промышленности, транспорту и экологии Андреем Пановым, главой Новокузнецкого района Андреем Шарниным, представителями разреза.

Люди разговаривали с представителями власти достаточно жестко, требовали прекращения строительства, гарантий соблюдения экологических норм и невмешательства в сложившуюся экосистему. Напомнили про конституционное право российских граждан на благоприятную среду обитания и потребовали зафиксировать в документах отказ от строительства углепогрузки как в Черемзе, так и где-то еще поблизости. И, если автодорога будет все-таки построена, предусмотреть запрет на перевозку по ней угля.

В итоге Андрей Панов заверил, что до начала августа автодорога строиться не будет.

И пообещал досконально разобраться с вопросами предоставления документальных разрешений на строительство данной автодороги.

Несколько слов для ясности.

Автодорога разрезу «Кузнецкий Южный», согласно разъяснениям его представителей, требуется для доставки работников с АБК (в районе ГРЭСа) на работу на участок «Чуазасский», расположенный значительно южнее. В настоящее время людей приходится возить по автодорогам общего пользования, делая большой крюк в западном направлении, кроме того, значительная часть пути проходит по технологической автодороге разреза «Чернокалтанский».

И разрез-конкурент может, в принципе, запретить проезд, от чего «Кузнецкому Южному» хотелось бы подстраховаться своей дорогой…

Как нам удалось выяснить, проект строящейся дороги выполнен на центральную и южную её часть.

Проект северной части еще не готов, нет пока ясного ответа на вопрос, в каком именно месте дорога должна выйти на автотрассу Новокузнецк-Междуреченск. Это несколько странно и говорит не в пользу угольщиков.

Опасения относительно использования строящейся автодороги для перемещения БелАЗов представители разреза постарались развеять: транспортировать уголь карьерной техникой на десятки километров неразумно и невыгодно, этого никто делать не намерен. И сама дорога будет значительно уже, чем подготавливаемое под нее основание.

В настоящее время разрез «Кузнецкий Южный» ведет отгрузку добываемого угля через мощности разреза «Калтанский» и хотя предприятие не отказалось от идеи возведения собственной углепогрузки, но делать это в районе Черемзы не планирует. По крайней мере, в ближайшее время.

А дальше — кто знает, как дело развернется.

Известно, что сейчас проектируется своя обогатительная фабрика. Но выгорит ли дело, не вполне понятно. С учетом того, что сбыт своей продукции «Кузнецкий Южный»осуществляет в западном направлении и имеет проблемы. Которые, безусловно, обострятся после введения обещанного странами Запада эмбарго на покупку российского угля.

В восточном направлении отгружать уголек тоже становится все проблематичнее.

К тому же ограничена пропускная способность российских железных дорог на этом загруженном направлении.

002-19-2

Что касается гражданской активности, ее проявление, видимо, будет зависеть от развития ситуации.

Если власти и угольщики поведут себя адекватно и прозрачно, если люди не будут усматривать угрозы своим интересам, то вряд ли кому-то захочется тратить лето, свои силы и время на борьбу, противодействие, рискуя привлечением к административной, а то и уголовной, ответственности.

В обратном случае возможно повторение жаркого лета-2020.

Того накала противостояния, которого не хотелось бы ни одной из заинтересованных сторон.

А в том, что люди готовы снова выйти «на защиту своей родины», сомневаться не приходится.

В Сети гуляет «свежее» видео, на котором группа местных активистов уже разбила парочку палаток рядом со строящейся автодорогой и ведет там дежурство. На вопросы представителей полиции, что они здесь делают, мужчины не без издевки отвечают, что «поскольку тут по документам лесопарковая зона, то они приехали отдохнуть». Но с тем намеком, что спокойно работать у дорожников не получится.

А как получится, покажет время.

Будем наблюдать и информировать вас. С надеждой на мир и спокойствие.

Сергей Бабиков, «Кузнецкий рабочий«.

От редакции: Как сообщил нам один из экоактивистов Максим Андрианов, согласно разъяснению департамента лесного комплекса Кузбасса, был осуществлен перевод лесопарковой зоны в противоэрозионный лес, что может обосновываться необходимостью строительства вместо леса линейного объекта (дороги) или иного сооружения. 
Подробнее

Источник: «Кузнецкий рабочий»