Что сбывается — не забывается
32 года назад в Кузбассе поднялась волна открытого многотысячного забастовочного движения.
В июле 1989-го началась череда шахтерских забастовок, послужившая триггером смены общественно-политической формации и распада СССР.
Сначала около трехсот шахтёров Междуреченска (шахта имени Шевякова) отказались спускаться в шахту и предъявили администрации требования, главные из которых были связаны с оплатой труда в вечернее и ночное время, с установлением единого выходного дня, обеспечением шахт и шахтёров моющими средствами и питанием во время работы под землей.
Все эти вопросы могли быть решены на месте, но руководители предприятия и «карманный» профсоюз угольщиков решили, что «давать слабину» нельзя. Жесткий отказ и угрозы в отношении «бузотеров» вызвали взрыв возмущения как в Междуреченске, так и во всем Кузбассе.
…Уже через два дня забастовка охватила все шахты Кемеровской области.
Министр угольной промышленности Михаил Щадов дал телеграмму на шахты Кузбасса, обещая немедленно удовлетворить требования шахтёров. На сессии Верховного Совета СССР выступил и генсек ЦК КПСС Михаил Горбачёв. Он назвал требования шахтёров Кузбасса справедливыми и заявил, что партия и правительство страны могут дать твёрдые гарантии удовлетворения требований горняков Кузбасса. Однако «процесс пошел», и волна новых шахтёрских забастовок накрыла уже всю страну, к горнякам примкнули другие отрасли, на площади выходили тысячи человек, возникло «забастовочное движение»…
Не будем забывать о последствиях «перегибания палки»: в наше неоднозначное время напоминание о событиях конца 80-х будет не лишним.
Еще через два года и один месяц, 18-21 августа 1991-го, произошёл тот самый «путч» (антиконституционный захват власти), с принудительной изоляцией президента СССР Михаила Горбачева в Форосе, созданием ГКЧП и объявлением чрезвычайного положения, запретом забастовок, установлением контроля над СМИ. Целью заявлялось недопущение подписания договора о «Союзе суверенных государств», который, по мнению лидера ГКЧП Геннадия Янаева, «ставил крест на СССР».Ввод войск в Москву, суровые заявления по центральному телевидению на фоне «Лебединого озера», солидное представительство силовиков в «Госкомитете по чрезвычайному положению» должны были заставить людей испугаться, спрятаться.
Однако на деле произошло обратное — москвичи и приехавшие в столицу из «глубинки» протестно настроенные граждане начали стекаться на площади и проспекты, требовать немедленного возвращения президента Горбачева, препятствовать продвижению техники.
Инициативой воспользовался президент РСФСР (на тот момент) Борис Ельцин, консолидировавший протест против ГКЧП и возглавивший сопротивление насилию. В итоге к 21 августа «путчисты» оказались низложены и арестованы, а Горбачев освобожден и возвращен в Москву. Вскоре центробежные процессы набрали размах, и СССР прекратил свое существование как единое государство.Это общеизвестные факты.
Возможно, чуть подзабытые: освежаем память в преддверии 30-летия «путча», которое мы отметим через месяц. И не забываем о роли протестного движения ни в финале драмы, ни в ее прологе, в таком далеком уже от нас 1989-м году.
Сергей Бабиков. Фото из архива Александра Матвеева Источник: «Кузнецкий рабочий»