10 августа 2022, 12:00

Бином халвы

В Новокузнецке у "Континента" появилась  высокоскоростная ЭЗС

В Новокузнецке появилась еще одна ЭЗС — высокоскоростная электрозарядная станция.

Она находится в самом центре города, у ТРЦ «Континент». В августе, по заверению компании «Россети Сибирь», ЭЗС должна быть пущена в эксплуатацию.

Коробушка ростом с человека немного похожа на бензоколонку на АЗС, только не пахнет бензином или соляркой, не грозит взрывом и пожаром, не требует территории отчуждения или санзоны.

По сути, это электрическая розетка с недлинным кабелем, которую можно втыкать в разъем на электромобиле для его зарядки.

Сорок минут — и батарея среднестатистического электрокара полностью заряжена. Езжай дальше.

Региональные власти не раз заявляли о поддержке распространения электромобилей — транспорт современный, прогрессивный, экологичный. Даже налоговые льготы владельцам электрокаров предоставляли. Однако бурного роста числа «гостей из будущего», равно как и точек зарядки, пока не наблюдается.

39839

До сих пор в Новокузнецке, по информации компании «Россети Сибирь», действует всего четыре зарядные станции — на парковках у ТРЦ «Планета», «Сити молл», «Парус» и ТЦ «Лента» в Орджоникидзевском районе (причем, три последние зарядные станции «медленные», на полный цикл зарядки потребуется около четырех часов). А ведь первая ЭЗС открылась в Новокузнецке еще три года назад, в начале 2019-го.

Тогда в регионе насчитывалось 150 электрокаров.

В феврале текущего года, по данным ГИБДД, в Кузбассе насчитывалось 220 электромобилей, преимущественно «Ниссан Лиф» (213 экземпляров). Также в нашем регионе «прописано» 4 «Теслы» и 3 «Ягуара», нуждающихся в регулярной зарядке своих электробатарей. Негусто, прямо скажем.

 

Результаты так себе

Один из наших читателей, обладатель «Ниссан Лиф», рассказал, что своим автомобилем он в целом доволен — мощности для разгона вполне достаточно, заряда батареи на день хватает (проехать без подзарядки можно около сотни километров), при движении под гору заряд даже немного растет. На ночь он ставит электрокар на зарядку от электрической сети (живет в собственном доме) — нескольких часов сна хватает для полного заряда. Как свидетельствует наш респондент, стоимость потребляемой электроэнергии в несколько раз ниже, чем заправка бензином или соляркой, если бы он проехал на жидком топливе то же расстояние.

Когда удается днем «перехватиться» бесплатным зарядом на ЭЗС у ТРЦ — вообще хорошо.

Некоторые проживающие в многоквартирных домах и оставляющие авто под окнами, с его слов, сбрасывают с балкона удлинитель и заряжают свою «электроласточку» таким образом. Но это, конечно, вариант так себе.

По идее, для создания стимула к массовому приобретению населением электромобилей требуется беспроблемная и быстрая зарядка средств передвижения «на каждом шагу«.

Это, в принципе, возможно, поскольку электрические сети в городе практически везде, а понаделать «авторозеток» при необходимости особой проблемы не составит. В городах Европы не привлекающие лишнего внимания точки зарядки установлены на обычных парковках, можно сказать, у каждого столба.

Для автопутешественников нужны ЭЗС или хотя бы точки подзарядки на пути следования — у придорожных трактиров и отелей. Пока кушаешь сам — «электроконь» тоже подкрепляется.

Видимо, спрос и предложение на услугу зарядки электромобилей будут развиваться параллельно. Так же, как и сами электромобили (и гибридные модели, к слову) будут развиваться, совершенствоваться, всё в большей степени соответствуя требованиям потребителей.
Надо полагать, емкость аккумуляторных батарей (соответственно, пробег без подзарядки) будет расти; в идеале подзаряжать электрокар должна своя солнечная батарея.

Год назад американский предприниматель Илон Маск представил «электрокар будущего», изготовленный на заводе Tesla в Калифорнии.

По словам Маска, Tesla Model S Plaid может разгоняться «до сотни» чуть более чем за 2 секунды и развивает максимальные 320 километров в час. Дальность поездки при полностью заряженной батарее составляет 630 километров. А зарядиться на 50 процентов ёмкости можно всего за 15 минут.
45135

А нам — слабо?

 

Откуда унылая обреченность на роль «всемирной кочегарки»?

Делиться с другими странами полезными ископаемыми, наверное, неплохо, но делать самим что-то полезное и передовое, высокотехнологичное и нужное, тоже необходимо уметь. Не изобретать бином Ньютона, а присмотреться к тому, в каком направлении движется мир, что является новым, востребованным и перспективным.

И включаться, разрабатывать, конкурировать на мировом рынке технологий и материалов, заставлять себя уважать не отсылками к эпизодам истории нашей державы прошлых веков, а нынешними достижениями.

Создать еще более скоростной и экономичный электрокар, чем Илон Маск.
Изобрести более «умный» смартфон, чем Ли Джун, соучредитель Xiaomi.
Организовать более эффективную систему электронной коммерции, нежели Джек Ма, соучредитель Alibaba.
Основать и проработать более разветвленный и востребованный сервис автомобилей, чем Трэвис Каланик, соучредитель Uber.

Высокоскоростные сети интернет-коммуникаций 5G и 6G, высокопроизводительные микропроцессоры, беспилотные автомобили, скоростные дроны, 3D-принтеры, альтернативные источники энергии, композитные материалы… Мало ли сфер, куда стоит приложить средства и усилия, чтобы, добившись успеха, превратить вложенную копейку в тысячу рублей, дав при этом импульс техническому развитию города, региона, страны, создав множество новых рабочих мест или даже новые отрасли деятельности…

На дворе двадцать первый век, дамы и господа, пора бы уже делом ответить на вызовы времени, заставить себя уважать, а не бояться.

Пролистал телеграм-канал губернатора Кузбасса Сергея Цивилева в поисках новостей про высокие технологии, экономику и перспективы. В аккаунте главы региона только за последнюю неделю про это несколько сообщений:

1. «Кузбасс вошел в число лучших регионов в рейтинге руководителей цифровой трансформации. Минцифры РФ совместно с РАНХиГС подготовили новый ежемесячный рейтинг руководителей цифровой трансформации (РЦТ) регионов. По результатам рейтинга за июль Кузбасс занимает 6-е место. Регион набрал 18,9 балла из 28 возможных…«.
2. «В Кузбассе новые резиденты ТОСЭР планируют создать около 6 тысяч рабочих мест. Статус резидента ТОСЭР планируют получить 12 организаций. Общий объем инвестиций — не менее 8,5 миллиарда рублей, будет создано около 6 тысяч новых рабочих мест…».
3. «Кузбасс стал первым регионом России, где открыты диссертационные советы по когнитивным наукам и пищевым системам…».
4. «В Кузбассе реализуется широкий спектр мер поддержки для IT-отрасли. «Информационные технологии — одна из тех сфер, которая больше всего пострадала от санкций. Для успешного решения задач по импортозамещению в технологической сфере действуют беспрецедентные меры поддержки IT-отрасли», — подчеркнул губернатор Сергей Цивилев…».

Сколько себя помню, Кузбасс грозился выйти на высокие технологии то в одной, то в другой сфере, но дальше скандалов, вроде итальянской «Фаты», дело почему-то не шло.

И производить из угля широкий спектр химической продукции грозились, и автобусы «KUZBASS» собирать пытались, и бездымные топливные брикеты анонсировали…
Но от слова «халва» слаще во рту не становится, как свидетельствует восточная мудрость.

Добавлю от себя, что от многократного, звучащего рефреном, повторения становится только противно.

Сергей Бабиков. Фото: Пётр Бобров Источник: «Кузнецкий рабочий»