01 августа 2022, 12:00

Ум – с горем пополам

В вопросе установки "умных счетчиков" умом и не пахнет

Итак, Новокузнецк занял 15-е место среди крупных городов в рейтинге IQ-индекса, составленного Минстроем России по итогам 2021 года.

Городское хозяйство в четырех категориях — “Крупнейшие города”, “Крупные города”, “Большие города” и “Административные центры” — оценивали по 47 показателям и десяти направлениям, включая “умные” ЖКХ и транспорт, инновации для городской среды, интеллектуальные системы социальных услуг, инфраструктуру сетей связи и прочее.

Приятно, конечно, что наш город с результатом 65,85 балла чуть-чуть отстал от первой десятки в категории крупных городов с населением от 250 тысяч до 1 миллиона жителей. К тому же этот показатель выше среднего значения индекса — 52,6 балла из 120-ти возможных. Но наш балл все же маловат по сравнению с лидерами рейтинга. Впрочем, из 14 опередивших нас населенных пунктов 10 — краевые и областные центры.

Но немного обидно, что на четвертом месте оказались подмосковные Химки — скромный город по сравнению с нашим промышленным центром. Зато по итогам 2020 года мы были

только 23-ми, обогнав Кемерово на 7 позиций и два с лишним балла.

Индекс цифрофизации городского хозяйства и инфраструктуры был разработан Минстроем вместе с МГУ имени Ломоносова в рамках национальных проектов “Жилье и городская среда” и “Цифровая экономика”, чтобы точно определить, на каком уровне цифровизации находится каждый отдельно взятый город. Рейтинг позволяет контролировать, насколько эффективно в населенных пунктах России внедряют решения по проекту “Умный город”, превращая населенные пункты в конкурентоспособные и современные места для жизни, способные на равных соревноваться с ведущими городами мира.

У каждого из 10 направлений есть критерии оценки. Например, для направления “Городское управления” важны такие показатели, как наличие цифровой платформы для вовлечения граждан в решение важных вопросов (оценивается и количество пользователей этой платформы на 10 тысяч населения) и наличие интеллектуального центра управления городом. Для направления “Инновации для городской среды” показателями служат энергоэффективное городское освещение и доля уличных опор с интеллектуальными системами, автоматизированная система аренды и проката, количество публичных Wi-Fiсетей.

Весьма емкий набор показателей у направления “Умный” городской транспорт”. Не думайте, что это касается только пассажирского транспорта! В перечень критериев входит количество ДТП на 10 тысяч населения, загруженность дорог, наличие систем автоматической фотовидеофиксации нарушений, присутствие системы администрирования городского парковочного пространства (вы об этом что-нибудь знаете?), интеллектуальное управление общественным транспортом, безопасные и комфортные остановочные павильоны и так далее.

По направлению “Туризм и сервис” оцениваются электронные карты жителя города и гостя города и количество пользователей карт, а также комплексная система информирования туристов и жителей.

Для направления “Интеллектуальные системы экологической безопасности” оценке подвергается наличие в городе автоматизированной системы обращения с ТКО, количество

станций мониторинга воздуха и системы онлайн-мониторинга состояния атмосферного воздуха и воды.

Для направления “Умное ЖКХ” значение имеет доля домов, оснащенных интеллектуальными системами учета коммунальных ресурсов, наличие автоматических систем мониторинга состояния зданий, проведение общих собраний собственников с помощью электронного голосования. Так что есть возможность оглянуться по сторонам и оценить, насколько «оцифрован” мир вокруг вас.

Стоит отметить, что часть жителей города воспринимает цифровизацию с энтузиазмом и успешно применяет предоставляемые возможности, а другая

часть, если и учится пользоваться новыми сервисами, то “со скрипом”, а то и вовсе не пытается вникать в эти сложности. К примеру, поставили в вашем доме новый домофон — с видеокамерой, которая дает возможность не только услышать голос посетителя, но и увидеть, кто пытается войти в подъезд. Для этого к системе разработано мобильное

приложение, и увидеть лик гостя можно в своем смартфоне. Удобно? Конечно. Для тех, кто умеет и хочет пользоваться этим сервисом. Многие даже не прикладывают чип, а входят в дом, открывая дверь с помощью приложения. А если у вас нет смартфона? Остается старая добрая домофонная трубка. Только это — прошлый век, и “ума” вашему дому она не

добавляет. Кстати, и безопасности тоже.

Учет коммунальных ресурсов с помощью “умных” систем — один из способов “научить” многоквартирный дом эффективному потреблению. На прошлой неделе в Минэнерго России рассказали, как будут работать “умные” счетчики электроэнергии. Ничего сверхъестественного: закон, предусматривающий установку интеллектуальных систем учета ресурса, уже

вовсю действует. Только теперь обязанность по установке “умных” счетчиков с возможностью дистанционного ограничения электроснабжения чиновники министерства предлагают возложить на злостных неплательщиков за электроэнергию.

“Обязанность должников оплачивать установку “умных” счетчиков уже действует по закону об интеллектуальном учете электроэнергии, — сообщило Минэнерго в своем телеграм-канале. — эти нормы разработаны, чтобы исполнить поручение Президента РФ, и являются одной из мер по борьбе со злостными неплательщиками и повышению платежной дисциплины. Эта мера никак не касается добросовестных потребителей, но стимулирует должников оплачивать потребленные энергоресурсы”.

В министерстве отмечают, что применение автоматизированных средств позволит не привлекать для ограничения должников в потреблении энергии дополнительные ресурсы в виде бригады специалистов. Причем основания и порядок введения ограничений для неплательщиков остаются прежними: “Проект лишь конкретизирует, как именно будут применяться устройства автоматизированного отключения и в каких случаях — если дважды за год для этого возникли основания, например, связанные с неоплатой электроэнергии”.

Иначе говоря, если прежде злостному должнику отрезали провода, то теперь будет необязательно даже отправлять в дом электрика — все будет сделано дистанционно. Кстати, если в подъезде установлен “умный” домофон, не факт, что ему даже откроют дверь. А так и выходить никуда не надо. Вот только сначала неплательщик должен настолько задолжать за энергию, что ему пришлось бы оплатить установку этого “умного” счетчика. Но зачем? Как правило, накопившийся долг чреват отключением, и чтобы вскипятить чайник, должник вместо

покупки нового “умного” счетчика (который, кстати, стоит не одну тысячу рублей) бежит платить. Или, как делают некоторые, подпольно подключается к сети сам — хотя бы до

визита контролеров.

В общем, большим умом тут “не пахнет”. Но есть у чиновников и еще одна идея — свежая и оригинальная. На этот раз — от Минстроя. Ведомство предлагает включать в тарифы

на тепло и воду расходы на строительство и обслуживание “цифровой инфраструктуры”, в том числе — установку “умных” приборов учета. Правда, коегде это может привести к росту

сумм в платежных документах сверх инфляции.

По информации “Коммерсанта” (само министерство об этом пока помалкивает), Минстрой направил соответствующий проект постановления правительства в профильные ведомства. Как утверждает издание, ознакомившееся с паспортом стратегии цифровой трансформации строительной отрасли,“увеличение тарифов на воду и тепло может помочь Минстрою

провести масштабную цифровизацию строительной отрасли и ЖКХ стоимостью 393 миллиарда рублей до 2030 года”. И речь идет как раз об установке типовых систем управления

снабжения ресурсами, включая интеллектуальные приборы учета, умные датчики, системы контроля зданий. Цифровые системы, надеются в Минстрое, снизят аварийность инфраструктуры и повысят срок ее службы. Как видим, эти мероприятия по цифровизации ЖКХ входят в перечень показателей при составлении годового рейтинга в IQ-индексе

городов. Однако за дополнительные баллы придется заплатить жителям?

Федеральная антимонопольная служба с такой постановкой вопроса не согласилась. “Проект постановления Минстроя поступил в ФАС России, в настоящее время находится на рассмотрении. Общий тренд на цифровизацию коммунальной инфраструктуры поддерживаем. Однако ФАС не поддерживает изменения принципов предельных индексов платы граждан”, — сообщили в антимонопольной службе.

Депутаты тоже засомневались: “Прежде чем запускать рекомендации о включении в тарифы на тепло и воду расходы на строительство и обслуживание “цифровой инфраструктуры”, имеет смысл подумать о людях, — прокомментировала предложение ГалинаХованская. — По моим оценкам, пятая часть россиян получает самые низкие доходы. И если в Москве коммуналка составляет 10 процентов от семейного бюджета, то в некоторых регионах она достигает и 22-х процентов. Вот это нужно учитывать, нужно снижать порог, а

его, выходит, хотят нагрузить. И это вызовет недовольство граждан”.

В самом Минстрое “Коммерсанту» заявили, что поправки “не повлияют на величину тарифов на коммунальные услуги для населения, поскольку индексы изменения платы граждан утверждаются в конце года распоряжением правительства”. А повышение размера платы выше предельных индексов не допускается, говорят в Минстрое.

Но если вспомнить, для Кемеровской области предельный индекс на 2022 год был установлен на правительственном уровне — 4,5 процента. А для Новокузнецка он составил, в

соответствии с постановлением губернатора Кузбасса, 7,5 процента. И вообще ни в одном из населенных пунктов области во втором полугодии 2022 года определенный руководством

региона предельный уровень роста тарифов не ограничился правительственными 4,5 процента — минимум 4,9, а в некоторых городах и не меньше 10 процентов: в Кемерове — 12,3 процента, в Белове — 12,4, в Прокопьевске — 13,1 процента.

Возможно, Минстрой рассчитывает чуть “подвинуть” ресурсников с их запросами при расчете новых тарифов? Мол, мы решили, нужна цифровизация, денег взять негде, все на

жителей не взвалить, вот и поделите расходы…

Но, во-первых, в Кузбассе с учетом компенсаций эти расходы лягут еще и на бюджет, а во-вторых, тепло и водоснабжение — это самые “тяжелые” статьи расходов в структуре платежей. Добавьте сюда еще скакнувшую вверх инфляцию.

А теперь положите расходы на одну чашу весов, а прибыль (причем в весьма условной перспективе!) от цифровизации — на другую. Вот и получится, что ум — и тот с горем пополам. Анна Лиханова Источник: «Кузнецкий рабочий»