Между Сциллой и Харибдой
Предлагаемая безработным новокузнечанам работа оплачивается вдвое меньше средней по Кузбассу.
Ситуация на рынке труда в Новокузнецке стабильная.
Об этом было прямо и открыто заявлено на совещании в мэрии на прошлой неделе.
Со слов руководителя Центра занятости населения по Новокузнецку и Новокузнецкому району Вячеслава Савчука, после начала известных событий в феврале текущего года к увольнению в нашем городе планировалось 228 человек, из них реально сокращено всего 37.
Массовых сокращений, по уверению Вячеслава Михайловича, удалось избежать.
В настоящее время уровень регистрируемой безработицы в Новокузнецке составляет 0,6 процента, в Новокузнецком районе – 0,8 процента, это весьма невысокий показатель.
Каждый пятый потерявший работу – из организаций бюджетной сферы.
Что касается перспектив трудоустройства, в базе данных Центра занятости населения (ЦЗН) по Новокузнецку и Новокузнецкому району около семи с половиной тысяч вакансий. Однако «качество» их оставляет желать лучшего: наиболее высокий размер зарплаты – 28 тысяч рублей в месяц. В то время, как средней в настоящее время в Кузбассе считается зарплата в 49 тысяч рублей.
Казалось бы, западные санкции, объявленные несколько месяцев назад, «не работают».
Но не будем делать поспешных выводов. Только с этой недели, с 1 августа, начало действовать «угольное эмбарго» Евросоюза, вводящее полный запрет на импорт странами ЕС российского угля.
По данным Минэнерго РФ, страны Евросоюза экспортировали 21,8% всего вывозимого из России угля, примерно 49 миллионов тонн в год. Причем, в преддверии эмбарго закупки российского угля даже выросли. Но с августа прогнозируется резкое сокращение объемов отгрузки «черного золота» в западном направлении.
Конечно, российские угольщики предпринимают усилия по переориентации сбыта на азиатские рынки. Закупки российского угля уже выросли в Китае и Индии, однако не так существенно, как хотелось бы. Например, сообщает «Форбс», в июне КНР экспортировала 4,7 миллиона тонн топлива, тогда как в мае импорт не превышал 4,5 миллиона тонн. При этом существенное увеличение предложения грозит сказаться и на стоимости угля, причем, вовсе не в сторону его повышения. Добавим к этому «дефицит провозных мощностей Восточного полигона» (проблемы с транспортировкой угля в порты Дальнего востока)…
На Кузбассе, где добывается около 60-ти процентов отечественного угля, глобальные процессы не могут не сказаться.
Мы уже сообщали о том, что в Кемеровской области семь угледобывающих предприятий признаны банкротами и находятся в стадии конкурсного производства. Как переживут эмбарго оставшиеся?
На совещании в мэрии, о котором говорилось выше, специалисты представили аналитическую информацию об экономических показателях новокузнецких организаций и численности персонала в 2021 году.
В целом предприятия нашего города (без учета малых и индивидуальных) за минувший год произвели продукции, работ, услуг и продали товары несобственного производства на сумму 1,309 триллиона рублей (из них 468 млрд — оборот торговли, 458 млрд — оборот обрабатывающих производств). Это чуть меньше трети (31,1 процента) производимого во всём Кузбассе. Для города Кемерово, для сравнения, эти показатели составляют 917 миллиардов рублей, или 21,8 процента.
Доля угледобывающих предприятий в совокупном производстве Новокузнецка составляет 13,9 процента (численность работников этих предприятий – 4,7 процента).
Доля обрабатывающих производств, читай, металлургических предприятий, — 35,0 процента. То есть, более трети товарной продукции, изготовленной в Новокузнецке – металлургического происхождения. Работает в обрабатывающих производствах каждый четвертый новокузнечанин – 24,5% от всего работоспособного населения.
Среднесписочная численность работников предприятий нашего города – 125110 человек. Еще раз напомним, что предприятия малого бизнеса и ИП в эту статистику не входят.
По металлургии западные санкции также ударили.
В марте был введен запрет импорта сталелитейной продукции в страны ЕС из России.
По данным Евростата, в 2021 году Россия выступала крупнейшим внешним поставщиком стали в ЕС с долей 22% от общего импорта. Российский импорт в страны Европы составлял 9,1 миллиона тонн на 6,2 миллиарда евро.
Специалисты ЦНИИчермет им. И.П. Бардина отмечают, что российский экспорт металлопроката наряду со спросом внутреннего рынка позволил в прошлом году загрузить мощности по выплавке стали на 85%.
Переориентация на Восток возможна, но с теми же оговорками, что касается и экспорта угольной продукции. К тому же не стоит забывать о нынешнем более высоком, чем в начале года, курсе российского рубля, делающем малоприбыльными, а то и вовсе невыгодными, экспортные операции.
Комментарии представителей металлургических предприятий Новокузнецка о текущей экономической ситуации сдержанные и обтекаемые. Сводятся к продолжению производственной деятельности в штатном режиме.
Август, по-видимому, пройдет без больших потрясений. Но что нам готовит осень?
Угольное эмбарго к тому времени заработает в полную силу; могут начать ощущаться проблемы и в металлургии. К концу года должно быть введено нефтяное эмбарго, наиболее чувствительное для отечественной экономики. Нельзя исключить и введения газового эмбарго (оно чувствительнее как раз для Европы, но это не гарантирует отказа от его введения).
При этом запрет поставки запчастей и комплектующих для действующей в России техники уже сказывается, и это весьма болезненно для отечественных предприятий.
В нынешней ситуации стране придется балансировать между Сциллой внешнеполитических приоритетов и Харибдой экономической угрозы. Гражданам же остается запастись терпением и надеяться на благоприятный исход опасного лавирования.
Сергей Бабиков. Источник: «Кузнецкий рабочий»