Может, люди не понимают своего счастья?
Чуть более двух лет назад, 18 ноября 2020 года, в Новокузнецке провели транспортную реформу.
Правда, эта реформа более напоминала революцию, которую «спустили сверху». Мнением народа никто не интересовался — никаких референдумов не было же? Просто власти поставили людей перед фактом.
Понедельник, 28 ноября. Морозное утро — электронная помощница Алиса сказала, что на улице «-27». Не самая теплая погода, но лучше, чем ночью, когда было за «30». Люди стоят, закутавшись в шарфы и капюшоны, на остановке «Советская площадь». Ждут.
По расписанию автобус № 70 должен отправиться в Куйбышевский район в 08.58. Наступает «час икс», однако автобуса нет. Открываю на смартфоне приложение «Яндекс.Карты», которое показывает, что ближайший 70-й, едущий в сторону Кузнецка, сейчас в районе улицы Суворова и на Советскую прибудет примерно в 09.23. И только потом — в обратную сторону. Согласитесь, что немного не по расписанию?
— Холодно как! — восклицает рядом студент Игорь. — В такой «дубак» никуда не поехал бы, но надо в больницу. Посмотрел на расписание, рассчитал время, вышел. А автобуса нет? И смысл составлять график движения, если он не соблюдается?
Да, зимой мерзнуть на остановке — не самое интересное занятие. Раньше-то, до транспортной реформы, как бывало: мимо проезжает один пазик за другим, интервал между ними небольшой, так что достаточно быстро сядешь и поедешь.
Одним из аргументов транспортной реформы была замена пазиков на новые «Волгабасы», мол, они более современные и безопасные. Про современные действительно так.
Вот только почему в них летом жарко, а зимой холодно? Должно же быть наоборот
Летом нам говорили, что виноваты пассажиры, открывающие окна, когда работает система кондиционирования. Сейчас кто виноват? Явно же не пассажиры, которые если и тянутся в автобусе сейчас к окну, то чтобы нарисовать узор.
Вот возьмите пример Кемерова (никогда не думал, что такое скажу!): там провели 20 рейдов, проверив на соблюдение температурного режима (в салоне не должно быть ниже +12 градусов) 480 единиц общественного транспорта, и оштрафовали нарушителей в десяти случаях. В Новокузнецке, во всяком случае, до вчерашнего дня, о таких проверках официально не сообщали.
— Постоянно езжу на 56-м и на 5-м автобусах, — говорит Сергей Владимирович, который специально зашел в редакцию с жалобой. — Толком не отапливаются, а ведь пока до города доедешь — замерзнешь. Спросил у водителя 56-го, так он сказал, что соляры нет. Приходится мерзнуть в автобусах. Куда это годится!
Вызывает вопросы и система оплаты. Речь про валидаторы.
В октябре сбой работы валидаторов едва не ввергнул в коллапс валид-систему. Оплатить проезд было невозможно, потому что у всех пассажиров карты дружно оказались в «черном списке». Было рекомендовано платить водителю (хотя его основная задача все-таки рулить, а не «обилечивать» людей!), что создавало толчею и всеобщее недовольство. Только на маршрутах, где основной пассажиропоток, были усиленные бригады контролерского состава, которые работали на линии в роли кондукторов.
Тогда вину за этот массовый сбой возложили на хакеров. Но в ноябре, правда, не так массово, оборудование вновь «глючило». И оказалось, что хакеры ни при чем.
Руководитель проектного офиса по развитию общественного транспорта Новокузнецка Денис Новохацкий сообщил, что из-за возникающих технических проблем рассматривается возможность расторжения контракта с компанией «Расчетные решения», которая собственно и ответственна за валидаторы. Посмотрим, что из этого получится.
— Знаете, валидаторы, с одной стороны, современно, — считает Евгений. — Я сам, как компьютерщик, приветствую это. Но когда заходишь в салон и оплачиваешь, то требуется какое-то время, чтобы понять, прошел платеж или нет. А за твоей спиной напирают люди, которым тоже надо заплатить. Неудобно…
«Фиаско, которое мы потерпели»
В некоторых автобусах работают контролеры-кондукторы. Но только в некоторых. На повсеместной основе возвращать штат кондукторов вместо системы валидаторов, несмотря на все сбои, не собираются. Ранее Денис Новохацкий уже заявлял: «Не предвидится. Не планируется. И планироваться не будет».
В репортажные рамки сложно втиснуть все проблемы, так или иначе связанные с транспортной реформой, на что еще часто жалуются горожане.
Например, многочисленные безбилетники, которым заботливый мэр даже приготовил специальный «заячий катафалк», и борьба с ними. Или сложности, чтобы добраться до той или иной остановки. В частности, вторая горбольница — вчера трамваи утром встали, а 70-й (со звездочкой) и 56-й (и так идет переполненным из Абагура) всех не вместят. Благо, что действует пересадочный тариф (чуть ли не единственный плюс реформы!), но зимой прыгать из одного автобуса в другой — еще то удовольствие. А пазики «3.4.5», не подчинившиеся транспортной реформе?
Но, может быть, люди просто брюзжат, не понимая своего счастья?
Ведь совсем недавно по результатам ежегодного исследования «Рейтинг городов России по качеству общественного транспорта» (по данным на первый квартал 2022 года) Новокузнецк занял второе место после Перми (Москва и Санкт-Петербург были вынесены за рамки рейтинга). Качество оценивалось по таким параметрам, как ценовая доступность, комфорт и удобство, функциональность транспортной системы, физическая доступность, безопасность и устойчивость развития. Интересно, насколько изменилась бы оценка этих экспертов, если бы они утром 28 ноября ждали 70-й на Советской площади…
Владимир Германский Фото: Александр Бокин Источник: «Кузнецкий рабочий»